Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

лыввьт - саамская песня (со словами) [АА; НА; ММ]. Природа Лапландии прекрасна. Горные вершины ее веют диким ве­ личием своих громад, зеркальные плесы озер, извивы порожистых рек, уз­ кие поросшие зеленью и даже шиповником на Туломе долины - перепол­ нены истинно идиллическими красотами. Где же и петь, как не здесь, ли­ цом к лицу с этою природой? Занятия лопарей - оленеводство и рыболов­ ство - сами собою вызывают песню из груди человека [Нем-Данч 1877, 197]. Сколько известно, у саамов России, так же как и у скандинавских, не существовало своих музыкальных инструментов; музыкальные эмоции они выражали посредством пения. По-видимому, этим, т.е. отсутствием музы­ кальных инструментов, подчиняющих пение звуковым закономерностям инструмента, объяснется отсутствие песен с определенным мотивом. Са­ мой характерной чертой саамского песенного искусства следует считать еще и до сих пор сохранившуюся песню - импровизацию. Саамские песни лишены художественных образов. Они представляют импровизацию с со­ вершенно конкретным содержанием. Во всех случаях импровизации у саа­ мов песне предшествует известное явление, заставляющее обратить на се­ бя особенное внимание, затем - творческий процесс создания песни и лишь после этого исполнение [ВЖ 1996, 67]. Когда же к Лопарю приедет гость или знакомой из Колян, то женщины и мущины тотчас складывают на своем языке песню, в которой гостя много раз называют по имени, опи­ сывают его рост, вид и убор с головы до ног, и поют из всей силы, прибав­ ляя к речам оооо, и притопывая ногами, так что от крику осипают [ОЗР, 79]. Импровизация является основой кольско-саамской песенной лирики. Саамский певец стремится не столько выразить свои переживания, сколько изобразить кусочек реальной действительности, субъективно им восприня­ той, поэтому основные образы его песен - объективные образы человека, животного, птицы, явления природы или вещи. В музыкальных образах зверей и птиц воссоздаются характерные для них движения, а иногда ими­ тируются звуки их голосов в своеобразных припевах. Импровизационных элементов были лишены только магические песни-заклинания, так как саамы верили, что при изменении хотя бы одного слова заклинание не по­ может [Сенк-Гдк, 144]. У лопарей существует множество песен, сложив­ шихся в новое время. Несмотря на то что лопари стали в последнее время охотно заимствовать русские песни, но и их собственные произведения с каждым годом растут всё больше и больше. Современные произведения народной поэзии можно подразделить на песни и рассказы, или бываль­ щины. По своему содержанию и те и другие совершенно одинаковы. Вся разница между ними в том, что песня поётся, а бывальщина сказывается. Содержание тех и других почерпается из самой обыкновенной, обыденной жизни. Лопарская жизнь настолько несложна и однообразна, что всякое 152

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz