Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

любившем свою лебедку. Но такие песни редки. Обычная, будничная ло­ парская песня заунывна и тосклива до однообразия, однообразна до скуки. Эти бесконечные, однообразные песни почти без содержания, унылые и медленно тягучие, рождены бесконечной тяготой и тоской лопарского жи­ тья. Каков народ - такова песня; какова народная доля - такова народная песня [ДРЛ, 75-77]. Исполняются песни также не любым произвольным стилем, а придерживаясь того или иного изавестного саамам и эстетически принятого мотива. Можно уловить в саамских песнях множество мотивов. Вибрация звуков, однако, столь многообразна и необычна, что уловить их и запомнить мотив музыкально неискушенному слушателю трудно. Саам­ ские песни весьма архаичны по своей форме и содержанию. Они уводят нас в истоки человеческой песни вообще, когда пение, наряду с функцией увеселения и выражения половой силы, играло религиозно-магическую и хозяйственно-организующую роль. По содержанию известные нам песни весьма просты и выходят за пределы семейно-хроникального и шуточного порядка, исключая религиозно-обрядовое пение. Песен исторического или легендарно-мифологического характера... у саамов встречать не приходи­ лось. Обычно распеваемые песни связаны... с охотой, оленеводствов, сва­ товством и женитьбой, поездкой в гости и т.п. [ВЖ 1996, 67]. У лопарей нет таких песен, которые бы пелись во всей Лапландии. Каждый лопарь сочиняет песню во время пения или перед тем, как хочет петь. Песни у них самые простые и по всякому случаю. Поехал лопарь в лес за дровами и за­ пел песню о том, как он едет, как бегут олени, какой олень у него хороший, какой непослушный. Дальше запоет о том, как будет рубить дрова, как привезет их домой. Встретится по дороге пасущийся олень - запоет о том. Как пасется олень. Так поют многие народы - те, о которых обыкновенно говорят, что они стоят на низших ступенях культуры [АЛМ 1930, 53]. В однообразном журчании водных потоков и струй на незамерзающих даже зимой порогах и в заунывных ритмичных криках какой-нибудь птицы кольских тундр нельзя не заметить некоторого сходства с однообразно по­ вторяющимися краткими попевками саамских песен. Возможно, что при­ рода оказала некоторое влияние на ритмику саамских песен. Хотя это нельзя понимать упрощённо. Исключительное развитие тенденции к по­ вторности в кольско-саамской лирике может быть отражением той архаи­ ческой ступени в устно-поэтическом творчестве, которую в своё время пе­ режили и другие народы [Сенк-Гдк, 130-131]. Характер пения у саамов - мужчин и женщин - почти одинаков. Женский голос несколько резче под­ чёркивает различные форшлаги и вибрато [ЧЛК, 115]. луйххкэмь лаввл - песня-плач [АА]. 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz