Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.
чем-Данченко. Непременной принадлежностью всякого напева являются всякие вставки вроде «ла, ла, ла» или «го, го, го», которые с особенным усердием выделываются лопарём или лопаркой слегка гортанным или но совым акцентом. Каждая песнь ужасно растягивается благодаря именно этим вставкам, так что записывать приходилось по кусочкам. Петь могли вдвоём в унисон или несколько человек [ЖЦН, 26]. Однообразные мотивы песен веют окружающею лопаря природой. Напев их представляет посто янное повышение и понижение тона на терцию. Лопарская песня чрезвы чайно напоминает переливание воды в ручье, тихое журчание потока. По мимо своей поэтичности, сказки и песни этого народа дадут этнографу бо гатый материал для заключения о старине лопской... В тех же песнях осо бенно рельефно обнаруживается преданность лопаря к своей родине, мяг кость и нежность его чувства, миролюбие и способность его к глубокой любви, делающее это честное и благородное племя чрезвычайно симпа тичным для этнографа [Нем-Данч 1877, 213]. Саамские народные песни исполняются обычно в очень быстром темпе. В них ярко выражена стихия движения - бег оленей, колебание волн, движение иглы в руках шьющего. Характерной чертой саамских народных песен служит наличие в них лейтмотивов. Лейтмотивы - это музыкальные символы-рисунки гор, рек, озёр и т.д., к ним же относятся темы тундры, бега оленей, оленей-быков, человека, ловли рыбы [ТРВ, 144]. Прёжде всего в пении лопарей обращает на себя внимание непомерная вибрация, которой они поют почти каждую ноту. Эта вибрация настолько сильна, что иногда бывает трудно уловить определённый тон: звук всё время как бы качается вверх и вниз, задевая соседние полутоны. Вторым характерным свойством лопарского пения яв ляется постоянная смена грудных звуков с горловыми; получается впечат ление, как будто лопарь всё время «срывается». С хоровым пением лопари совершенно незнакомы. У них встречается исключительно сольное пение [Визе, 483]. У лопарей не только не отсутствует музыка, но этот немного численный народ обладает своей оригинальной музыкой, в высшей степе ни характерной и своеобразной [Визе, 485]. Мы имеем тут дело с очень древней музыкой [Визе, 486]. Тяжелый бесконечный труд не часто сопро вождается у лопаря песней. Лопарь в своей песне может рассказать лишь о том, что происходит с ним в жизни: ловит рыбу - споет в песне о том, что попалась ему жирная семга, и ему хорошо, что она попалась; охотится - споет об удачной охоте; выходит девушка замуж в песне споет, что она выходит; поймали дикого ирваса (молодого самца) - споют про то, как поймали. Бесконечно может повторять лопарь такую свою песню: ей нет конца. Но есть у него и другие песни, которые сложены давно, передавае мые из рода в род. В1этих песнях отражается прекрасная и суровая родина лопарей - Лапландия, ее озера, звери, птицы. Такова песня о лебеде, раз- 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz