Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

вместо лопарской печени неоднократно исполнял мотив с завыванием, в ко­ тором звучала своеобразная музыка [ЗЛТ 1927, 18]. лаввл - русская песня [АА]. лаввл - песня [ССРРС, 48]; самъ, рушиг лаввл - саамская, русская песня [СРС, 151]. лаввлэ - петь/спеть что [СРС, 151]. Лопарь любит петь и поёт почти всегда, где только ему не мешает работа или суеверный страх перед божеством. Никогда не запоёт лопарь в лесу, где Мец-хозяин .требует тишины, не запоёт он никогда проходя или проезжая мимо древнего, ныне уже брошенного капища. Но при рыбной ловле, при охоте, при домашней работе, в кегорах, во время своих путеше­ ствий он любит петь и поёт [ХР 1890 , 376 ]. Зимою на посидках (употреб­ ляя более подходящее русское слово) туломская и сонгельск^я молодежь поет любовные песни, каждый своей девушке. Песни эти иногда импрови­ зируются на месте. В том и состоит искусство лучших певцов. В последнее время в обычай стали входить мотивы русских песен. Прежде были свои: старухи их и до сих пор помнят. Я слышал один мотив - такой же, как и все лопарские - однообразный, гортанный. В одном «кентище» пришлось мне встретить старую лопарку, которая помнила песню, сложенную в честь ее. Песня эта была чрезвычайно оригинальна: девушка чествовалась в ней, как «белая важенка». Важенка - по лопарски алтт, самка оленя на пятом году. Говорилось, что у нее после замужества будет много вуазыт (телят) и все белые, что ее кунбас или кондас (олень, самец) должен гор­ диться такою красавицей [Нем-Данч 1877 , 208 ]. - А она пела? - Как еще! Бывало как запоет - старики плачут» [Нем-Данч 1876 , 168 ]. лаввлэ йнн пайя - петь полным голосом [СРС, 151]. лавлеэ - петь (что) быстро [СРС, 151]. лоавлче - певать ( бывало, иногда) [СРС, 152 ]. луввьт - саамская песня [ССРРС, 194 ]; своеобразная саамская песня [ССРРС, 52 ]. Песни свои лопари поют визгливым голосом, преимущественно фальцетом. Певец упражняется всё время на двух или трёх нотах, вскрики­ вая и снова затихая и сильно растягивая перелив одной и той же ноты. Весьма удачное сравнение этой песни с журчанием ручья дано Немирови­ 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz