Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.
яммъе сайй —место погребения, яммъе сыййт, яммъе ланнЬ —клад бище, город мертвых^ [АА; ГА; ГВ; ГА]. Оставшиеся при языческом своем суеверии лопари погребают слав нейших своих стрельцов поблизости тех мест, где приносят богам своим жертвы [ГРГ, 56]. Саамы хоронили умерших на кладбищах, возникновение которых по времени совпадает, по-видимому, с появлением у них погос тов, т.е. с концом XVI - началом XVII в. Поскольку у саамских обществ было два погоста - зимний и летний, то на каждом располагалось кладби ще. Если расстояния между погостами были небольшие, то имели по од ному кладбищу. Места для кладбищ выбирали на высоких, сухих местах, чаще всего «за водой» (на островах, за рекой, за ручьём), так как вода счи талась надёжной !преградой, препятствующей возвращению умершего в мир живых [ВЛК 1996, 57; ЛУК, 115]. Древние лопари хоронили своих умерших в лесах, на горах, по берегам рек и озёр, подальше от погоста. Если же человек умер во время перекочёвок, то его хоронили недалеко от того места, где он умер [АА; ХР 1890, 323]. В этом случае над могилой ставили крест или какую другую метку [АА; RAE, 236]. jamej-ruhksm-sajj - кладбище [ITK, 49], tsiekkam-saij - кладбище, ме сто захоронения [ITK, 661] 13. Тематическая группа «Лексика народного искусства» 13.1. Лексика песенного творчества йуук кёссей луввьт - заунывная песня [АА]. кёлл оалтэнч- звонкоголосая (о певице ) [АА; НА; ММ]. Женщины саами поют главным образом в процессе ручной выделки оленьих шкур и во время шитья обуви и одежды из оленьих шкур, кроме того, на свадьбах и некоторых семейных праздниках. Довольно значитель ный процент саамской лирики составляют песни, воспевающие отдельных оленей, чаще всего - лучших особей в стаде, при надлежащих певцу и соз дателю данной песни или его семье. Образы оленей вводятся в свадебные и другие песни. Кольско-саамская песенная лирика отличается очень большой примитивностью. Текст лирических песен чаще всего бывает очень кратким: одно слово или предложение может составить всю песню. Вместе с тем текст чрезвычайно подвержен изменениям. Основной осо бенностью мелодий саамских песен является однообразие и отсутствие широкой напевности [Сенк-Гдк, 127-128]. «Лопарка, сидевшая против ме 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz