Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

яммъе сайй —место погребения, яммъе сыййт, яммъе ланнЬ —клад­ бище, город мертвых^ [АА; ГА; ГВ; ГА]. Оставшиеся при языческом своем суеверии лопари погребают слав­ нейших своих стрельцов поблизости тех мест, где приносят богам своим жертвы [ГРГ, 56]. Саамы хоронили умерших на кладбищах, возникновение которых по времени совпадает, по-видимому, с появлением у них погос­ тов, т.е. с концом XVI - началом XVII в. Поскольку у саамских обществ было два погоста - зимний и летний, то на каждом располагалось кладби­ ще. Если расстояния между погостами были небольшие, то имели по од­ ному кладбищу. Места для кладбищ выбирали на высоких, сухих местах, чаще всего «за водой» (на островах, за рекой, за ручьём), так как вода счи­ талась надёжной !преградой, препятствующей возвращению умершего в мир живых [ВЛК 1996, 57; ЛУК, 115]. Древние лопари хоронили своих умерших в лесах, на горах, по берегам рек и озёр, подальше от погоста. Если же человек умер во время перекочёвок, то его хоронили недалеко от того места, где он умер [АА; ХР 1890, 323]. В этом случае над могилой ставили крест или какую другую метку [АА; RAE, 236]. jamej-ruhksm-sajj - кладбище [ITK, 49], tsiekkam-saij - кладбище, ме­ сто захоронения [ITK, 661] 13. Тематическая группа «Лексика народного искусства» 13.1. Лексика песенного творчества йуук кёссей луввьт - заунывная песня [АА]. кёлл оалтэнч- звонкоголосая (о певице ) [АА; НА; ММ]. Женщины саами поют главным образом в процессе ручной выделки оленьих шкур и во время шитья обуви и одежды из оленьих шкур, кроме того, на свадьбах и некоторых семейных праздниках. Довольно значитель­ ный процент саамской лирики составляют песни, воспевающие отдельных оленей, чаще всего - лучших особей в стаде, при надлежащих певцу и соз­ дателю данной песни или его семье. Образы оленей вводятся в свадебные и другие песни. Кольско-саамская песенная лирика отличается очень большой примитивностью. Текст лирических песен чаще всего бывает очень кратким: одно слово или предложение может составить всю песню. Вместе с тем текст чрезвычайно подвержен изменениям. Основной осо­ бенностью мелодий саамских песен является однообразие и отсутствие широкой напевности [Сенк-Гдк, 127-128]. «Лопарка, сидевшая против ме­ 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz