Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

рукант, руххкмушш, чйгкмушш - похороны, погребение (похорон­ ный обряд) [АА]. Умерших предают они погребению без гробов и в некоторых местах кладут в одеянии, а в других совсем нагих. В прежние времена клали они покойников на землю и, обклав их камнями, наваливали еще и сверху по великой груде каменья же; а теперь оборачивают обыкновенно на могиле сани и кладут под них понемногу пищи и утвари, что делают тайно и при­ нявшие христианский закон лопари [ГРГ, 56]. Умерших лопари погребают почти голыми, зарывая их прямо в землю. Но отказывая им в одежде и гробнице, они щедро снабжают их любимой пищей и промысловыми ору­ диями. Насыпав над могилою курган, они опрокидывают в него сани, при­ надлежавшие покойнику. Олени покойного в дело не употребляются. Ло­ парь убежден, что в противном случае его постигнет смерть [Нем-Данч 1877, 493]. На небольшом Титовском о-ве есть кладбище, с крестами и об­ ложенными мелкими камнями могилами, у которых вы найдете топоры, горшки с угольками, иконки - все, что обычно оставляется на могиле по­ сле похорон. Нам пришлось быть на похоронах и видеть безмолвный, пре­ рываемый лишь плачем дочери покойницы обряд прощания, с каждением ладаном при помощи распространенной на севере металлической кадиль­ ницы. На похоронах был по традиции сломан и брошен на могилу топор [ЗЛТ 1928, 11]. Погребальный обряд кольских саамов в конце XIX - начале XX в., несмотря на некоторые особенности, был единым, хотя в нём и про­ слеживались определённые различия. В частности - между обычаями саа­ мов, живших в тундровых прибрежных и в лесных центральных районах полуострова [ЛУК, 115]. В погребальном обряде кольских саамов конца XIX - начала XX в. прослеживались черты, связанные с дохристианскими воззрениями: оставление на могиле инвентаря, пищи, захоронения в сто­ роне от основного кладбища людей, умерших неестественной смертью, за­ хоронение гроба без покойника, установка на могиле камней и др. К на­ стоящему времени многие из этих особенностей погребального ритуала забыты [ЛУК, 117]. руффь - гроб [АА]. Гроб изготовляли те мужчины, у которых жёны были небеременны и перестали кормить грудью. У беременных или кормящих грудью женщин мужья не должны были делать гроб или рыть могилу, иначе дети в скором времени умрут. В некоторых местностях (Пазрека) запрещалось и всем жителям погоста заниматься своими делами, все должны были служить или быть готовыми служить покойнику, иначе сами могли умереть. Гроб обычно делался из досок и лишь изредка выдалбливался из дерева. Через 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz