Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.
проданном олене душа совершает своё посмертное путешествие [ХР 1890,325]. ёнас бллмэ ланнЪт - множество, толпа людей [АА]; мацьмусс варр - (проводить) в последний путь [АА; НА; ГП]. нуллэ - истребить [АА]. ныйпэнЬ чбххкэ - заколоть ножом [АА]. чбххкэ - колоть, выколоть [ССРРС, 107]; чбххкэ ныйпэнЬ — пронзить ножом [СРС, 399]. няввмушиг, нявант - словесное завещание, т. е. наказ [АА]. Важным вопросом после похорон отца был раздел имущества между родственниками. Дело облегчалось, если перед смертью умирающий давал распоряжение относительно этого. Распоряжение-завещание давалось в устной форме, так как мало кто из лопарей был грамотен. Формальности, необходимые для того, чтобы завещание считалось действительным, были не везде одинаковы. Так, словесные завещания могли даваться перед тремя посторонними свидетелями, или при родственниках, или при крестных ро дителях. При совершении словесного завещания отец не имел права остав лять что-либо из своего имущества не своим детям. Исключение делалось для приёмного зятя и приёмыша, которым отец мог оставить долю, равную долям сыновей [ХР 1890, 326, 327]. оллтэнЬ тунн аллма - отошел на тот свет [АА]. памятнэххк - памятник [АА]. Иногда над лопарской могилой ставили небольшую деревянную по крышку, так называемый кивот. Это составленная из досок невысокая че тырёхугольная рама, включающая в себя могильную насыпь; над четырёх угольником поднимается двускатная крыша; в раме или самой крыше де лали небольшое отверстие, чтобы душа могла вылетать. По мнению Н.Н. Харузина, этот обычай заимствован у русских, населяющих Белое море. На могилах ставили и кресты [ХР 1890, 325]. памятник - памятник [ССРРС, 193]; памятнэккь - памятник [СРС, 248]. 136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz