Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.
смерти поминают раз в год. На поминальные дни могут не готовить стол, а просто вспоминать умерших [АА]. мушштлэмугиш - поминки [АА]. Зажиточные люди уготовляют для провожающих похороны неболь шой пир, а большая половина сего и не затевает [ГРГ, 56]. После похорон устраивали обед, реже пир. На том и другом определённых кушаний не полагалось, присутствовали все провожавшие. На обеде пили водку, хотя пьянства и не бывало. Выпивая рюмку, лопарь говорил: «Помяни, Госпо ди, раба такого-то» [ХР 1890, 324]. Поминки совершались неодинаково: через три дня после смерти, через шесть недель или в годовщину смерти. В родительскую субботу обычно устраивались поминки. Если была поблизо сти церковь, то в ней, если церкви не было, то ограничивались только обе дом. На Пасху ходили, если могилы были поблизости, христосоваться, но яиц при этом на могилу не клали [ХР 1890, 325]. После похорон устраива ли поминки [ЛУК, 117]. Поминают на девятый, двадцатый, сороковой день, на полгода, год и после этого раз в год [АА]. мушштлэ - поминать (покойника) [АА]. мугитнэ - помнить кого-что, хранить в памяти кого-что-л (постоян но; тогда, бывало) [СРС, 199]; мушшьтэ (мугита, мугишт) - помнить [ССРРС, 60]. мушштъем туалла (туэллъ) — поминальный стол [АА]. Устраивали после похорон. Блюда на столе были обыкновенные, специальных поминальных блюд у сааМов не было [АА]. Для провожаю щих покойника делают пир; но этот обычай редок; большая часть этого не делает [ВЖ 1996, 57]. нарэд ланнЬт - похоронная процессия [АА]. Гроб ставили на сани и на оленях везли на место погребения, в Ното- зере родственники умершего впрягались в сани (дяди, родные и двоюрод ные братья, крёстный отец или крестник) и везли гроб до могилы. Осталь ные родственники следовали за гробом [ХР 1890, 324]. Олень, на котором везли покойника, продаётся, обыкновенно, родственникам, а деньги от его продажи идут на уплату за приготовление гроба и могилы и за отпевание. Иногда продаётся и другой олень. Тогда тот, на котором везли покойника, некоторое время не употребляется для езды, где-то до шести недель. На 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz