Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

от разложения и затруднить к нему доступ диким животным [ШФР, 341]. Один из видов могил состоял из вырытой четырёхугольной ямы, стороны которой обкладывались неравными по величине камнями; в головах и но­ гах ставились стоймя по большому плоскому камню. Всё это покрывалось плоскими камнями наподобие черепичной крыши; вследствие этого моги­ ла оказывалась защищённой от ветров, дождя и нападения диких зверей [ХР 1890, 322]. Наиболее старые погребения имели круговую обкладку из камней [ЛУК, 116]. аййт - забор, изгородь [ССРРС, 11]; изгородь (для оленей) [СРС, 22]. аййтэнЪ - успокоился (умер) [АА]. аййтнэ - успокоиться, утихомириться, уняться [СРС, 22]. альт соаррьме ли - близко к смерти [АА]. аннЬтэ йжесъ йук (йукэсь) - пожертвовать своей жизнью [АА]. анЪсе йук - лишить жизни [АА]; валлътэ йук - лишить жизни [АА]. весьт тэль-тэль ямм - вот-вот прямо перед смертью [АА]. вуайй оаннэ агесь - траурные одежды [АА]. Родственницы обычно носили траурную одежду - чёрный сарафан и чёрную косынку: девушки до шести недель, замужние до года.1В течение шести недель девушки не участвовали в играх и не ходили на вечеринки. Мужчины траура не носили [ХР 1890, 325]. По словам информантов, тра­ урная одежда у саамов всегда была белой. За последние несколько десят­ ков лет её сменила чёрная одежда русского населения Кольского полуост­ рова. Старые саамы стараются придерживаться этой традиции и сегодня [АА; БЛШ, 275]. вуассай ляйй йммель эвтэсьт - счастливый был перед Богом [АА]. 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz