Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

1935 году свадебный обряд от Чудзъяврского саама Яковлева Трифона Дмитриевича [ВЖ , 54-55]. Немирович-Данченко подробно описывает свадебный обряд со свадебным застольем, выкупом невесты, «игрой» в усмирение дикого оленя [Нем-Данч 1876, 124-130]. В книге Н.П. Большаковой сделана попытка собрать воедино все, что писалось о свадебных обрядах в том или ином источнике. Кроме того, она знакомит со свадебным обрядом кильдинских саамов, рассказанным ей Антоновой А.А. со слов матери Марины Артемьевны Антоновой, до 1929 года прожи­ вавшей в поселке Териберке (Кильдинский погост) [БЛШ, 85-98]. Саам­ ская свадьба игралась в Териберке до 1914 года, пока свадьбы проводили родственники Александры Андреевны по материнской линии - дяди: один играл на гармошке, другой знал обычаи. В 1914 году обоих мужчин забра­ ли на войну, и с тех пор традиционные саамские свадьбы в Териберке не проводились [АА]. Традиционная саамская свадьба состояла из нескольких этапов, каждый из которых характеризовался соблюдением определенных ритуалов, однако в разных источниках речь идет о свадебных обрядах, от­ личающихся друг от друга. Говорить о саамской свадьбе как строго опре­ деленном действии нельзя, так как существовало много вариантов прове­ дения свадеб у саамов, всё зависело от погоста, влияния русских обычаев [ХР 1890, 263, 272]. Свадьба обычно заключалась между 6 января и перед постом, то есть в срок, дозволенный церковью и пока лопари жили в своих зимних погостах [ХР 1890, 282]. В свадебном обряде саамов особенно вы­ деляется стремление замаскировать истинный смысл происходящих собы­ тий и кого-то обмануть. Жених и его близкие называются охотниками или купцами, невеста - уточкой, медведицей или важенкой, отец невесты - медведем, добрым молодцем, оленем [ВЖ 1996, 55]. Дружка обращался по-русски от имени «князя и княгини молодых» с приглашением принять угощение, а молодые в это время кланялись [ЗЛТ 1927, 18]. svadba - свадьба в Йоканьгском, Лумбовском и Кильдинском погос­ тах [ITK, 538]. свадьба туэль - свадебный стол [АА; НА; ГА; ММ]. Свадебное их угощение есть не иное что, как общественное пирше­ ство, на которое идучи, несет всяк с собой как съестное, так и напитки [ГРГ, 56]. В ловозерском погосте свадебный ритуал состоял из двух час­ тей: смотрин и свадебного стола. Смотрины всегда происходили накануне стола, так что второй был лишь продрлжением первого. Во время свадеб­ ного застолья происходило одаривание молодых [ХР 1890, 287]. И здесь пришлось побывать на вечеринке и на свадебном «пиру». Молодые, кото­ рых мы видели в Ловозере, вернулись домой, и в доме вотчима невесты 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz