Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

Во время выкупа невесты перед свадебным застольем её лицо по­ крывал платок. Платок также дарили невесте дружки [ХР 1890, 283]. Пла­ ток привозил жених и покрывал им невесту и себя, в это время гости пля­ сали [ХР 1890, 286]. Сиденье под одним платком было символом того, что брачующиеся обязуются с этого момента вести совместную неразлучную жизнь [ХР 1890, 290]. Во время свадебного застолья тысяцкий дарил свахе платок [ХР 1890, 287]. В бабинском погосте с платком был такой ритуал. «Свадьбу играли по-старинному. Невесту шёлковым платком накроют и начинают говорить: «Кому-то на свадьбе искать платочек», - и тут жених потом ищет. <.. .> А когда станут отъезжать в церковь, и тогда накрывают платком» [ОБР 1988, 156]. рыбпехь - платок [СРС, 304]. рыбпехь - платок [АА]. рысст - крест [АА; СРС, 306]. Необходимый атрибут при обряде венчания в церкви. свадьба (см. наййм) - свадьба [АА]. При однообразной и традиционной жизни саамов момент женитьбы являлся одним из самых значительных и поэтому к нему готовятся как ро­ дители, так и юноши и девушки задолго до момента брака. Большинство браков устраивалось в результате взаимной симпатии молодоженов [ВЛК 1996, 53-54]. Свадебный ритуал саамов отличался в зависимости от мест­ ности. Описание саамских свадебных обрядов встречается в работах И. Шеффера, Н.Н. Харузина, Н.Н. Волкова, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Д.А. Зо­ лотарева, В.В. Чарнолуского, Н.П. Большаковой и других этнографов. Описание одного из самых древних свадебных обрядов - шведских - встречается у И. Шеффера. «Свадьба бывает у невесты, которая в самом лучшем своем наряде выходит к гостям простоволоса; а в другую пору всегда повязана голова, как у баб, так и у девок» [ГРГ, 56]. Н.Н. Харузин сравнивает древний свадебный обряд скандинавских лопарей со свадеб­ ным обрядом современных ему лопарей, проживавших в Кольском уезде [ХР 1890, 258-267]. К Крещенью приурочивались свадьбы... Среди быв­ ших на иордани можно было видеть жениха и невесту - лопарей, держав­ шихся все время за концы общего белого платка [ЗЛТ 1927, 11]. Как и раньше, к Крещенью приурочиваются свадьбы... Наряду с сохранением старых обычаев, в том числе у лопарей «уточки», в костюмах и танцах бы­ ло очень много нового [ЗЛТ 1927, 12]. Д.А. Золотарев описал свадебное за­ столье в Семиостровье в 1927 году [ЗЛТ 1927, 18]. Н.Н. Волков записал в 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz