Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

релку и стали подносить угощение всем, начиная с вотчима. Угощение на­ чали с бутылки русской горькой, а затем перешли опять на бражку. Друж­ ка обращался по-русски от имени «князя и княгини мрлодых» с приглаше­ нием принять угощение, а молодые в это время кланялись. Все вначале пробовали водку понемногу, морщились, говорили «горко» при общем ве- сельи. Молодые кланялись и целовались, после чего водка выпивалась до дна. При этом каждый высказывал добрые пожелания молодым и клал на тарелку деньги (рубль, полтинник), «оленей» в виде сложенных рогооб- разно спичек, платки, табак, спички и т.д. после угощения молодые опять заняли свои места, причем молодая надела только что подаренный белый с цветами шерстяной платок [ЗЛТ 1927, 18]. Жених должен был приготовить к свадьбе довольно дорогие подарки родителям невесты, её сёстрам, братьям и другим родственникам. Подарки состояли из оленей, мехов, раз­ личных предметов и украшений из серебра, денег и имели значение выку­ па невесты. В некоторых случаях плата за невесту выражалась в службе тестю в течение года. Подарки, которые делал жених родителям невесты и её родственникам, возвращались к нему равными по стоимости ценными «отдарками». В XIX в. обычай выкупа постепенно исчезает и сменяется простым одариванием невесты. Подарки родителям и родственникам стали делать редко. Иногда жених заменял их едой и напитками к свадебному столу. В XIX-XX вв. саамы уже не придерживались обычая, по которому молодой муж должен год отрабатывать в доме тестя [ЛУК 2003, 111-112]. оалкхэлант лайхетЬ - подношение подарков [АА]. лайхх - подарок [СРС, 153]. лёййп палл кутэнъ кэлътанъ - символ подаренного оленя [АА; НА]. Во время дарения подарков в процессе свадьбы на поднос или блю­ до, куда складывали деньги или другие подарки для молодых, можно было положить хлебный мякиш в виде шарика, в который были воткнуты две палочки. Это значило, что гость дарит молодым оленя. Сколько таких ша­ риков клали, столько оленей дарили [АА; ЗЛТ 1927, 18]. Во время угоще­ ния (свадебного - Б.В.) приглашенные лопари лепят рожки из хлеба и кла­ дут их на стол в ряд. Каждый рожок означает оленя, которого гость прино­ сит в дар невесте. Сколько рожков - столько и оленей. Спустя три дня оле­ ни приводятся и передаются молодым [Нем-Данч 1876, 128]. лёййп палл эфтэнь кэлътанъ - символ подаренной овцы [АА; НА]. Такое же значение, как и у подаренного оленя: одна палочка в хлеб­ ном шарике означала, что молодым дарят овцу [АА; ЗЛТ 1927, 18]. 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz