Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

рого называли предводителем. Венчались в церкви. Священник надевал на головы жениха и невесты золотые венцы, читал перед ними молитвы, за­ жигал три свечи на подсвечнике и проводил молодых за руки (невесту - за правую, жениха - за левую) три раза вокруг стола с подсвечником. Затем предоставлял тёте произвести последний ритуал: она переплетала одну ко­ су невесты в две и укладывала их вокруг головы. После этого надевала на голову невесты шамшуру и покрывала её платком, оставив кисти на лице. После этого шли на свадебный пир [БЛШ, 94]. жэнэхь (см. коалхэсс) —жених [АА; ЛГ; ГА; НА; ММ]. До начала XX в. лопарки обыкновенно выходили замуж за лопарей, браки с представителями одной из соседних с ними народностей являлись исключением, у русских лопарей они практически не случались [ХР 1890, 262]. Избирая себе невесту, лопарь редко руководствовался своей склонно­ стью к той или иной девушке, хорошо, если девушка, к которой он чувст­ вовал склонность, отвечала всем его требованиям, если нет - он искал дру­ гую невесту. Часто он намечал себе несколько невест сразу и по очереди сватался к ним, пока ему не давали согласие. Лопарь искал себе невесту богатую, чтобы она могла хорошо хозяйничать, причём второе условие было важнее первого. На красоту и возраст будущей жены обращалось ма­ ло внимания. Богатый лопарь женился на бедной лопарке, если она хоро­ шая хозяйка, а бедный не женился на богатой, если та хозяйка плохая. Та­ кое требование к девушке исходило из образа жизни лопаря. В свою оче­ редь, к жениху тоже было требование: жениться мог тот, кто умел поймать и освежить дикого оленя. Для родителей невесты также важно было и то, чтобы их будущий зять был богат или работящий человек и не очень большой пьяница. Обращали внимание и на род невесты или жениха. Су­ щественным условием женитьбы являлось не только согласие родителей жениха, но и всего его рода, крёстных отца и матери. Браки против согла­ сия жениха или невесты почти не случались вовсе. Наметив себе невесту, лопарь спрашивал разрешения у родителей и родственников на женитьбу, родители собирали родственный совет, после чего молодой человек мог ехать свататься. Родственники редко противоречили выбору жениха [ХР 1890, 272-275]. жэнэхь (см. коалхэсс) - жених [СРС, 88] жэнэхь каннЪц - друг жениха [АА]. Дружки жениха на свадьбе играли роль купцов, помогая выкупить невесту, когда жених приходил за ней в дом. Жених должен был отыскать 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz