Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.
вунхэ - сватать [АА; НА]. вунхэй - сват, сватающий [АА]. Сваты бывали обыкновенно из числа близких родственников, но иногда они выбирались и из лиц посторонних, сверстников, приятелей. В Пазрецком погосте свата называли «ниточная прядея», иногда - «кучер». Первое название происходило из того, что сват всё расспрашивал у невес ты, всё расхваливал, всё налаживал, кучером - потому что ходил созывать родственников на свадьбу, подносил им всем вино. Сваху тоже называли «ниточная прядея», так как она у невесты всё восхваляла и невесту приго товляла к венцу. Присутствие их в церкви не являлось необходимым, так как там у них не было никаких обязанностей. По предположению Н.Н. Ха- рузина, название «ниточная прядея» получено свахами из-за того, что при сватовстве они начинали прясть нитки перед тем, как свататься [ХР 1890, 259]. Сватами считалась и вся родня молодой или жениха друг для друга [ХР 1890, 258]. Сватом мог быть как мужчина, так и женщина среднего возраста. Поскольку в саамском языке нет грамматического обозначения рода, то слово вунхэй (сватающий, сват) одинаково употреблялось как для именования женщины, так и для именования мужчины [АА]. вунхэй пудтэнь - сваты приехали [АА]; вулкхэ вунхэетъ - послать сватов [АА]; вунхэй кихче (коабсэз) - поехали сватать ( невесту ) [АА; НА]. вунхэмушш- сватовство [АА]. Обряд, предшествующий свадьбе. Сватовство совершалось по- разному. В одних местностях оно было связано с рукобитьем, после кото рого договор считался заключённым, в других - нет. Рукобитью придава лось значение юридической силы. Рукобитье происходило следующим об разом: отцы подавали друг другу руки, после чего кто-нибудь разнимал их, затем следовало угощение водкой, которую поставляла сторона жениха. Лишь после этого договор считался заключённым. Рукобитье могло состо яться и с женихом, если он приехал без родственников [ХР 1890, 277]. Форма сватовства также разнилась в зависимости от погостов: в некоторых погостах жених ехал свататься один, в других - вместе со сватом, в- третьих - со сватом и свахой вместе. Иногда роль свата брал на себя отец, роль свахи - мать, в другом случае с женихом ехали и все его родственни ки. Сохранился подробно описанный обряд сватовства у ловозерских саа мов [ХР 1890, 276], у пазрецких [ХР 1890, 277-279], нотозерских, сонгель- ских и бабинских [ХР 1890, 279-281]. Перед свадьбой лопарь делает невес те подарки, с которыми он и приходит к дверям ее вежи. Сопровождающие из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz