Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

ками мягких оленьих шкур. К люльке мальчика саамы подвешивали обыч­ но маленькие лук и стрелы, сделанные из олова или оленьего рога, а для девочки - кусочки цветного сукна, украшения из бисера, перламутровые пуговки, крылышки и лапки белой куропатки. Кроме того, в люльку и мальчику, и девочке клали в качестве оберега зубы лося, иголку и серебря­ ные монетки, а также немного овсяной крупы для обеспечения достатка в их будущей жизни. Во время недолгих передвижений мать носила люльку с ребёнком у себя за спиной. При летних перекочёвках колыбель с ребён­ ком подвешивали к седлу вьючного оленя, а при зимних переездах брали с собой в керёжу [ЛУК 2003, 113]. Почти каждая родящая женщина имеет две зыбки. Одну большую для ребёнка старше года и малую - до года. Уже в том возрасте, когда дети начинают ходить, маленькую зыбку заменяют большой. Качаются в ней даже иногда до трёх лет. Набегавшись и наи­ гравшись на улице, ребёнок, придя домой, ложится в зыбку и спокойно за­ сыпает [ИвД, 93]. ! кйтткэмь нуллэ - расшнуровать люльку [АА]; кйтткэмъ - люлька, зыбка, колыбель [СРС, 112]. кйххгмушш, уййнмушш парна - смотрины, первое посещение ново­ рожденного [АА]. Вскоре после рождения сходятся родственники. Первенцу дарят се­ ребряные деньги и пуговицы, чтобы он был богат и весел [ХР 1890, 309]. кум, кума - кум, кума [АА]. Крещение младенца являлось одним из источников, вызывающих к жизни родственные узы. Этим актом завязывались родственные отноше­ ния «как между самими восприемниками и родителями младенца, так, на­ конец, и между восприемниками и самим младенцем. Те и другие счита­ лись по отношению друг к другу очень близкими родственниками, и эти виды родства соблюдались очень строго среди лопарей». Так, например, «восприемники» считались после отца и матери самыми близкими родст­ венниками. В роли вторых родителей они выступали во время женитьбы крестника или выхода замуж крестницы. Никогда не решится лопарь вы­ дать замуж дочь или женить сына, не посоветовавшись сначала с его кре­ стными родителями. В случае несогласия последних, брак расстраивается. Оба «восприемника» считались родственниками, кумами [ХР, 256]. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz