Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

[ШФР, 330]. Н.Н. Харузин отмечает, что люлька с XVI в. не изменилась. Зыбка имеет вид маленького корытца, она выдалбливается из дерева, стен­ ки делают как можно тоньше, тобы её легко было переносить с места на место. Внутри и иногда снаружи обтягивают тонкой оленьей шкурой. На дно клали сухой ягель, который меняли несколько раз в день. Под голову шили небольшую подушку, наполненную оленьей шерстью или перьями куропаток или просто свёрнутые тряпки. Остальная часть колыбели по­ крывалась кусочками шкурок молодых оленей, которые были очень неж­ ными. На них клали голенького ребёнка и покрывали такими же шкурками обыкновенно шерстью к телу ребёнка. Для завязывания ребёнка использо­ вали ремешки. Иногда над головой ребёнка делали навес. В зыбку могли класть серебряные деньги, иголку от сглаза или овсяную крупу, чтобы ре­ бёнок был здоровым и не терпел нужду в хлебе. К люльке могли привеши­ вать кольца, пуговки и другие побрякушки [ХР 1890, 308]. Забота о ново­ рожденном начиналась с изготовления художественно украшенной люль­ ки. Основанием для люльки служило небольшое корыто от 40 до 50 см в длину и до 10 в ширину. Корыто обтягивалось замшей и украшалось раз­ личными вышивками из бисера и стекляруса. Наряду с бисером и цветны­ ми сукнами к люльке в качестве оберегов подвешивались металлические кольца и лосиные зубы [ВЖ 1996, 56]. В люльках маленьких детей иногда держат до полутора Лет. Она немного похожа на лодочку. Выдолблена из дерева, обтянута тонкой оленьей кожей - самодельной замшей. Ребенок, положенный в люльку, плотно зашнуровывается. Над головой ребенка в люльке приделан ситцевый положек —это для того, чтобы охранить ребен­ ка от ветра, а летом - и от комаров. Ребенок в такой люльке почтине может двигаться, он лежит, как запакованный. Она очень удобна во время разных поездок и на оленях, и на лодках, и вообще в кочевом быту лопаря. Ребе­ нок из нее не вывалится, а если упадет - то вместе с люлькой, не ушибется. Когда матенри захотят покормить ребенка, они нре вынимают его из люльки, а вместе с ней подносят его к своей груди. Ясно видно, что тысячи лет назад кочевые лопари, придумывая такую люльку, заботились только о том, как бы сохранить своих детей при тяжелых условиях дикой кочевой жизни [AJIM 1930, 39-40]. Люльку делали из выдолбленного куска дерева (обычно сосны или берёзы, которые, по представлениям саамов, обладают целебными свойствами), обтянутую снаружи и изнутри оленьей кожей. Над изголовьем был небольшой круглый навес из берёсты. Дно колыбели устилали мягким мохом красноватого цвета, который в большом количест­ ве растёт в Лапландии, а поверх клали кусочек шкурки молодого оленя. Мох по мере надобности заменяли новым, а шкурку стирали и сушили над очагом. Под голову ребёнку подкладывали маленькую подушечку, наби­ тую оленьей шерстью или пухом куропатки, а самого его укрывали кусоч­ 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz