Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.
[ШФР, 330]. Н.Н. Харузин отмечает, что люлька с XVI в. не изменилась. Зыбка имеет вид маленького корытца, она выдалбливается из дерева, стен ки делают как можно тоньше, тобы её легко было переносить с места на место. Внутри и иногда снаружи обтягивают тонкой оленьей шкурой. На дно клали сухой ягель, который меняли несколько раз в день. Под голову шили небольшую подушку, наполненную оленьей шерстью или перьями куропаток или просто свёрнутые тряпки. Остальная часть колыбели по крывалась кусочками шкурок молодых оленей, которые были очень неж ными. На них клали голенького ребёнка и покрывали такими же шкурками обыкновенно шерстью к телу ребёнка. Для завязывания ребёнка использо вали ремешки. Иногда над головой ребёнка делали навес. В зыбку могли класть серебряные деньги, иголку от сглаза или овсяную крупу, чтобы ре бёнок был здоровым и не терпел нужду в хлебе. К люльке могли привеши вать кольца, пуговки и другие побрякушки [ХР 1890, 308]. Забота о ново рожденном начиналась с изготовления художественно украшенной люль ки. Основанием для люльки служило небольшое корыто от 40 до 50 см в длину и до 10 в ширину. Корыто обтягивалось замшей и украшалось раз личными вышивками из бисера и стекляруса. Наряду с бисером и цветны ми сукнами к люльке в качестве оберегов подвешивались металлические кольца и лосиные зубы [ВЖ 1996, 56]. В люльках маленьких детей иногда держат до полутора Лет. Она немного похожа на лодочку. Выдолблена из дерева, обтянута тонкой оленьей кожей - самодельной замшей. Ребенок, положенный в люльку, плотно зашнуровывается. Над головой ребенка в люльке приделан ситцевый положек —это для того, чтобы охранить ребен ка от ветра, а летом - и от комаров. Ребенок в такой люльке почтине может двигаться, он лежит, как запакованный. Она очень удобна во время разных поездок и на оленях, и на лодках, и вообще в кочевом быту лопаря. Ребе нок из нее не вывалится, а если упадет - то вместе с люлькой, не ушибется. Когда матенри захотят покормить ребенка, они нре вынимают его из люльки, а вместе с ней подносят его к своей груди. Ясно видно, что тысячи лет назад кочевые лопари, придумывая такую люльку, заботились только о том, как бы сохранить своих детей при тяжелых условиях дикой кочевой жизни [AJIM 1930, 39-40]. Люльку делали из выдолбленного куска дерева (обычно сосны или берёзы, которые, по представлениям саамов, обладают целебными свойствами), обтянутую снаружи и изнутри оленьей кожей. Над изголовьем был небольшой круглый навес из берёсты. Дно колыбели устилали мягким мохом красноватого цвета, который в большом количест ве растёт в Лапландии, а поверх клали кусочек шкурки молодого оленя. Мох по мере надобности заменяли новым, а шкурку стирали и сушили над очагом. Под голову ребёнку подкладывали маленькую подушечку, наби тую оленьей шерстью или пухом куропатки, а самого его укрывали кусоч 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz