Background Image
Previous Page  8 / 24 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 24 Next Page
Page Background

вается научная новизна, теоретическая и практическая значимость рабо­

ты, излагаются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения

об апробации достигнутых результатов.

В главе 1

«Лексика духовной культуры в кильдинском диалекте

как предмет исследования»,

состоящей из 5 разделов, рассматривается

возможность этнолингвистического подхода к языку саамов Кольского

полуострова, показывается самобытность культуры кольских саамов,

особенность существования саамского языка, степень изученности вос­

точных диалектов саамского языка, анализируются источники изучения

лексики духовной культуры кильдинского диалекта.

Этнолингвистика рассматривается как определенный подход к язы­

ку сквозь призму духовной культуры. За основу в работе взяты идеи

Н.И. Толстого о важности исследования языка, религии, верований, обы­

чаев, искусства для этнолингвистических разысканий в историческом,

диахроническом аспекте, для реконструкции древних соотношений язы­

ка и этноса, языка и народной культуры Этнолингвистический подход

к анализу лексики духовной культуры кильдинского диалекта саамского

языка в данном диссертационном исследовании выражен в инвентариза­

ции и систематизации лингвистического материала, отражающего факты

культуры саамов, так называемой лексики «с национальными этнокуль­

турными значениями».

Саамы - один из коренных малочисленных народов Крайнего Се­

вера Европы, один из древнейших народов уральской языковой семьи.

Саамы живут в основном в пределах четырех стран: России, Финлян­

дии, Швеции и Норвегии. Общая численность населения саамов —

от 60 до 80 тысяч, в России на Кольском полуострове саамов насчи­

тывается 1771 человек. Этнографическая самобытность коренного наро­

да Заполярья явилась результатом их проживания с незапамятных вре­

мен в суровых арктических условиях Севера, разнообразных культурных

связей, которые исторически уходят в глубокую древность, формы хо­

зяйства, образа жизни, в основе которых лежит оленеводство, рыбо­

ловство, охота.

Саамский язык составляет отдельную группу финно-угорской ветви

уральской языковой семьи, по своим особенностям он наиболее близок

прибалтийско-финским языкам. Нефинно-угорский субстрат, который

составляет до трети словарного запаса саамского языка, не имеет соот­

ветствий в уральских языках, что свидетельствует о нефинно-угорских

элементах, участвовавших в этногенезе саамов. Саамский язык характе