Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  6 / 228 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 228 Next Page
Page Background

вероятно, совпадало по времени со становлением их языка и основных

особенностей материальной культуры2.

Самоназвание саамов -

samlinc, samta, sabme, sapmelas

и др. Лопаря­

ми называли саамов их соседи: русские - лопарь; финны, карелы - lappi,

шведы - 1арр. До 1930-х гг. саамский народ в России называли «лопаря­

ми», сегодня это название устарело. В литературе о саамах наряду с назва­

нием «саамы» используется слово «саами».

Хотя саамы считаются на сегодняшний день одним из наиболее изу­

ченных этносов мира, проблема их происхождения остается недостаточно

освещенной и дискуссионной. Для разрешения этого вопроса начиная

с XIX в. было выдвинуто много гипотез, все они могут быть представлены

в рамках трех основных концепций:

1)

саамы - народ автохтонный, с глубокой древности занимает

территорию на Севере Европы;

2)

саамы - пришельцы с востока или юго-востока: Приуралья,

реже Зауралья и Западной Сибири;

3)

в образовании саамов принимало участие как местное, так и

пришлое население (европеоидное и монголоидное)3.

Саамы с давних времен привлекали внимание исследователей, но

изучение их истории и этнографии шло крайне неравномерно, а сведения,

долгое время поступавшие лишь от немногочисленных путешественников,

были крайне разноречивы. Возможно, о лопарях, называя их финнами,

упоминает римский ученый Тацит (около 90 г. н.э.), отмечая их чрезвы­

чайную дикость и отвратительную бедность4.

В русских летописях население Кольского полуострова именуется

как «лешая» (лесная) или «дикая лопь». В летописях рассеяны сведения

о жизни, занятиях и верованиях саамов. Русские источники отмечали те же

черты их быта, что и западноевропейские документы. Например, монаше­

ские рукописи основанного в 1436 г. Соловецкого монастыря свидетельст­

вовали, что «лопляне ... яко зверие дикие живуще в пустынях непроходи­

мых, в разселинах каменных, не имуще ни храма, не инаго потребного

к жительству человеческому; но токмо животными питахуся, зверьми и

птицами и морскими рыбами, одежа же - кожа еленей тем бяше»5.

Можно предположить, что такие впечатления от саамов были связа­

ны с настолько самобытной культурой этого северного народа, что она не

2Манюхин И.С. Происхождение саамов (опыт комплексного изучения). Петрозаводск:

Карельский научный центр РАН, 2002. С. 7.

3Манюхин И.С. Происхождение саамов. С. 3-4,

4Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. М.: Наука, 1965. С. 11.

Кошечкин Б.И. Древние религиозные представления и обряды кольских саамов //

Прибалтийско-финские народы России. М.: Наука, 2003. С. 118.

4