Антонова, А. А. Самская идентичность: проблемы сохранения языка и культуры на Севере // Саамская идентичность: проблемы сохранения языка и культуры на Севере : материалы международной научной конференции, 10-11 марта 2011 г., г. Мурманск / редкол. : О. Н. Иванищева (отв. ред.), В. Б. Бакула. - Мурманск, 2012. - С. 48-55.

ность чиновников оставляет коренных жителей без экологически чистых мест для развития традиционных отраслей: оленеводства, охотничьего и рыбного промыслов, что составляет для нас главные проблемы. Решают поднять поголовье оленей в Ловозерском районе через родо­ вые общины. Но олень не корова. Творцы законов, возможно, знают, что это корове хлев построил, обеспечил кормом, ухаживай - и получай моло­ ко ведрами. Корова на свободе пропадет. А олень цену себе знает. Дай ему волю и свободу от изгороди, и уйдет это диетическое мясо в тридесятое царство, не пропадет, будет долго жить на свободе, пока не встретит бра­ коньеров и хищников. Это мы без него пропадем: ни одеться, ни поесть и ни поехать. Создание общин - дело непростое. Легко только сказать. Оленю нужна деревня хотя бы из 2-3 домиков, изгородь. Дальше - больше. Если собираешься эксплуатировать оленя - делай сани, шей упряжь, плети ар­ каны. Откуда добыть средства на жизнь в общинах? Территории своей нет, и не выпросишь, так как все земли федеральные. А пока оленевод в СХПК «Тундра» - раб, да и только. Зарплата маленькая. За последние 20 лет не слышала, чтобы оленеводу путевку предложили в дом отдыха. На свои средства они покупают снегоходы, спецодежду и прочие необходимые предметы и снаряжение. Забой начинается поздно - в декабре и длится до мая. На забой идет молодняк, в XXI-то веке! Саамский поэт Аскольд Бажанов писал в своем стихотворении в 1983 году: Недаром в нашем поселенье, Идущем в XXI век, Все больше нравятся олени И сам оленный человек. Он писал с патриотическим пафосом, с вдохновением. Но пришел XXI век и освободил его от оптимизма. Оленей в тундре осталось очень мало. Молодежь не стремится в пастухи за столь малую зарплату. Я говорила о далеких годах темноты и сплошной безграмотности, о чем многие гости хорошо информированы. Но я выражаю свое восхище­ ние нашими безграмотными предками. Сколько знаний пронесли они через века, не растеряли! Это мы их растеряли. А предки говорили: « Мэнн тгдах - aHST qxxKb3Ts» - «что знаешь - передавай внукам». Они исполняли наказ предков, поэтому многое дошло до нас, поколения 30-40-х годов. Еще в 70-х годах 50% детей знали родной язык. Я говорила, что нам нельзя те­ рять этих детей. Кто это слышал и учел? Нами всегда руководили приез­ жие, такие, как Куруч Р.Д. У нее была другая цель, а наши проблемы она пропускала мимо ушей. Вот тут и стал ослабевать мощный рычаг образо­ вания, который нам привезла интеллигенция в середине 20-х годов. Рус­ ская молодежь пришла на помощь Мурманскому комитету Севера, предсе­ 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz