Антонова, А. А. Самская идентичность: проблемы сохранения языка и культуры на Севере // Саамская идентичность: проблемы сохранения языка и культуры на Севере : материалы международной научной конференции, 10-11 марта 2011 г., г. Мурманск / редкол. : О. Н. Иванищева (отв. ред.), В. Б. Бакула. - Мурманск, 2012. - С. 48-55.
В эти же годы постепенно аборигенный народ оттесняли со всех концов традиционных территорий. И они оказались на одном клочке зем ли, которая и стала территорией компактного проживания коренного на селения Кольского полуострова. Это - Ловозерский район, «столица саа мов», как называют его зарубежные гости. Все это привело к тому, что вначале человек начал гибнуть духовно, а затем - телесно, физически. В этом состоянии находятся саамы в настоящее время. Все труднее стано вится сохранять духовные силы. Непонятно, что творится с культурными ценностями. Жизнь не раз подтверждала, что только духовно здоровый че ловек и здоровая культура влияют на организацию всей жизни народа. Все современные законы социально-экономического развития МНС в Мурманской области не работают, потому что в них не учитываются особенности жизни народа сегодня, его психология, характер. Современ ная жизнь, связанная с реформами, показывает народу необходимость вер нуться к своим корневым истокам. Для этого следует формировать основ ные направления жизни саамов, главное - традиционная отрасль - олене водство, а оно зашло в тупик. С сокращением оленеводства ухудшается и состояние семей, самого человека и народа в целом. В тундру идет доморощенное поколение. Они рождены не в тундре, не получили опыта родителей, их благословения, не имеют наследствен ной любви к оленю. Как им работать? Весь советский период и сегодня возглавляют оленеводство и управляют им те, кто никакого представления не имел и не имеет о трудовой жизни, об олене, о характере оленного че ловека, о нравах оленя. В советский период все-таки правительство хоть больше внимания уделяло этой отрасли, тогда и на Ловозерских пастбищах паслось 35,5 тысячи оленей, а совхоз был миллионером. Население начи нало покупать оленье мясо уже в сентябре. Теперь же оленеводство ведет ся так, как скажет человек, живущий в Москве. Их не заботят условия жизни и труда оленеводов. А руководство Мурманского региона не смеет их поправить и сказать слово в защиту коренного человека и его образа жизни. Это говорит о том, что они тоже не имеют никакого понятия об этом единственном малочисленном этносе Европейского Севера. Все эти обстоятельства требуют разработать целый комплекс конкретных мер и за конов, чтобы улучшить, облегчить жизнь саамского этноса. Почему бы не посоветоваться с людьми, прекрасно знающими эти проблемы тундры, та кими как Нюров Сазон Васильевич, старейшими оленеводами Василием Алексеевичем Галкиным, его братом Петром Алексеевичем, которые с детских лет в тундре? Зачем они нужны творцам-законодателям областной Думы... Поэтому и принимаются законы, которые не работают. Тундровому человеку было легче выстоять в неравной борьбе с чу дью и суровой природой, но перед мощью ведомств - местных и централь ных, хищнически эксплуатирующих природные богатства тундры и слабо го безропотного человека-саами, они оказались бессильны. Такая деятель 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz