Антонова, А. А. Институт народов Севера в Ленинграде // Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры : материалы IV международной научно-практической конференции, 14-15 ноября 2011 года. Ч. 1. - Мурманск, 2011. - С. 102-105.

Пединститута им. А.И. Герцена был организован факультет с пятилетним сроком обучения. Приём на отделение народов Севера осуществлялся в соответствии с планом, утверждаемым ежегодно Министерством просве­ щения РСФСР. Планы приёма составлялись руководством института со­ гласно предварительным заявкам местных органов народного образования. Все студенты проживали на полном государственном обеспечении. Учеб­ ные планы для студентов-северян разрабатывались с учетом особенностей подготовки учителей для северных школ. Развитие школьного дела на Крайнем Севере настойчиво требовало подготовки педагогических кадров из среды северных народов. А.В. Луначарский докладывал: "Мы не можем идти вперёд, если не будем интенсивным образом работать над созданием собственной интеллигенции из местного населения". Набор студентов из местного населения на рабфак оказалось делом не из лёгких. Порой из целой народности не находилось грамотного человека, который мог бы поступить учиться. Так, одному чукче из камчатского ок­ руга в 1926 г. районный комитет вручил письмо о том, что он командиру­ ется для получения образования в школах Советской России, чтобы по окончании вернуться на родину и поделиться полученными знаниями со своими сородичами. Дальше в письме писали, что он является одним из наиболее одарённых по своему умственному развитию и любознательно­ сти и надо помочь сделать первые шаги в деле просвещения кочующих. В 1926 г. в Ленинград приехало 26 человек представителей 11 народов Севера. К началу 1927 —1928 учебного года на Северном факультете учи­ лось 136 человек. 1 января 1930 г. Северный факультет преобразован в Институт народов Севера. 1931/1932 учебный год. Началась планомерная работа по изучению родных языков в школах, создавались благоприятные условия для разви­ тия культуры и просвещения. В 1930 г. вынесено решение о повсеместном обязательном начальном обучении и ликвидации неграмотности взрослого населения. Съезд под­ черкнул, что практическое выполнение этого решения должно стать бое­ вой задачей всех партийных организаций и органов Советской власти. В августе 1932 г. выделены средства на строительство школ. Это было тяжелейшим делом. Материал для строительства школ перевозился на оленях, где-то морским путём, сплавлялся и по бурным рекам, если рано заканчивался санный путь. К 1939 г. было всё же построено 550 школ для детей коренного населения. Некоторые школы имели интернаты. На Коль­ ском полуострове появилось 7 школ. Увеличивалось и число учащихся. В 1929-1930 гг. в них обучалось около 3-х тысяч детей коренной националь­ ности. К 1941 г. учащихся было больше 10 тысяч. Находились и противники обучения детей со стороны зажиточной части населения и шаманов. Они старались затормозить работу школ, по­ дорвать у населения доверие к учителям, приехавшим из центра России. 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz