Анипко, А. А. Флейта : сборник стихотворений / Андрей Анипко ; [сост., предисл., эссе: Л. Л. Иванова ; послесл. И. Б. Циркунова ; худож. В. В. Рябков]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2016. - 118, [1] с. : ил.

самому себе — возлюбленным и другом. Заметим, что в стихотворе­ нии «Лестница Иакова» местоимение «мы» однажды (почти вне логи­ ки) сменяется на «я». К престолу Владычицы поэт («я») вознесет гроздь рябины, веточку ивы, ижицу. Символы сердечной тоски и непреходя­ щего Слова (ведь ижица —это последняя буква в греческом алфавите). Особенно многозначен в этом ряду образ ивы. Это и печаль, и бессмер­ тие, и напоминание об Евангелии. Рябина, ива, ижица —дары, с кото­ рыми «новобранцы» предстанут перед Богом. Все выше и выше под­ нимаясь по Лестнице, «мальчик-и-девочка» видят землю уже как бы со стороны. Лучше сказать —с высоты вознесения. Их взору открыва­ ется погост. Описание его поэтично , вдохновенно. Замечательна ме­ тафора «пенное кружево», которым «дети» просят Пресвятую Влады­ чицу объять бренную землю, где «по травке, от сопочки к сопочке, поставцы запорошил апрель, / и баранкой свернулся в коробочке, в ноздреватой груди —коростель». В стихотворении нет ничего случай­ ного, существующего только ради, допустим, рифмы, красивого слов­ ца. Так поэт обращается к образам птиц. Это —дрозд, коростель, зяб­ лик. Дрозд на облаке «по деткам расплакался». Случайно? Пожалуй, нет. Особенно если учесть мифы о «черном дрозде», мягко говоря не жалующем свою семью и потомство. И тут —ближе к престолу Влады­ чицы — вдруг расплакался?! Смягчилось сердечко. Коростель, свер­ нувшийся в груди новопреставленного (поставца), скорее всего, сим­ вол прозы жизни. Зяблик в христианской традиции напрямую связан со страданиями Христа. Это — тернии, боль, но и предвестник Вос­ крешения: «и поет — заливается зябликом, отвечая на чьи-то шаги». Чем ближе к Небу, тем свободнее и радостнее. Земная жизнь не уда­ лась: «по щиколотку ноги в извести / да рябиновый пепел в горсти». На земле стужа. И — «тленье положено / четырех на пороге сторон». Но есть «тростниковый трезвон». Тростник — образ, часто встречаю­ щийся в поэзии. Не только в русской (Тютчев), но и мировой. Так в японской традиции он соотносится с долиной смертных , в христиан­ ской —с непоколебимостью Иоана Крестителя. Тростник тоже соеди­ няет землю с небом. В его колыхании есть своя музыка (трезвон) — устремление вверх. Итак, переход «мальчика-и-девочки» совершен благополучно. («Глядь — уже и дорожка протоптана, / И крылатые хлопцы снуют / вверх и вниз»). «Крылатые хлопцы» —Ангелы. И до­ рожка все дальше удаляется от земли, где другие мальчишки в пруду все еще пускают кораблики. Так забавлялся в детстве, наверное, и сам лирический персонаж «Лестницы». И его можно теперь узнать в том 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz