Анипко, А. А. Флейта : сборник стихотворений / Андрей Анипко ; [сост., предисл., эссе: Л. Л. Иванова ; послесл. И. Б. Циркунова ; худож. В. В. Рябков]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2016. - 118, [1] с. : ил.

ная, еюже сниде Бог”, “Мост, возводяй сущих от земли на небо” (из Акафиста Богородице). Данная символика имеет и иконографии, воп­ лощение: присутствие на иконах Богоматери изображения лестницы (наряду с “Неопалимой купиной”, “Жезлом Аароновым прозябшим” и др. ее библейскими символами)». (Российский гуманитарный энцик­ лопедический словарь, 2002). Вот, оказывается, как все непросто! И, несомненно, имеет прямое отношение к сюжету и поэтики одного из последних стихов АА. И не учитывать этого нельзя. Однако подвергнуть «Лестницу Иакова» до­ тошному филологическому анализу — заведомо разрушить ее очаро­ вание. Стихотворение производит завораживающее впечатление. Поэт, как никогда раньше, нежен и открыт своему читателю. Стоит обратить внимание на то, как много в «Лестнице» слов с уменьшительными суф­ фиксами: лесенка, мальчуган, коробочка, кораблики, личико... Они сообщают произведению нечто трогательно-ласковое, детское. Лири­ ческий персонаж автора говорит о том, что готов предстать нынче пред небесной Владычицей —Пресвятой Богородицей. В сюжете «Лестни­ цы Иакова» последовательно совершится переход из земной обители в обитель вечную. Каждое слово поэтического шедевра имеет свою смыс­ ловую и символическую нагрузку. С пространством «жизни» связаны, скорее всего, негативные, агрессивные коннотации. Лестничный «про­ лет» на земле атакует «околесица и гололедица» —знак чепухи и неую­ та. Существование «здесь» — это «лед» и «сон». Но мальчуган (безус­ ловное альтер-эго автора) продышал «стекло ледяное» —кружок окош­ ка —«до небес». И теперь можно отправиться вжеланное путешествие? Символ «окна», кстати, весьма многозначен. Это, несомненно, грани­ ца между мирами, между видимым и невидимым. Думается, АА было близко толкование окна как «всевидящего ока», или как волшебного окошка в мир представления, театра, сказочной мистерии. Теплое дыхание — проводник из сонного мира земли в мир жизни вечной. Кажется, что вверх по Лестнице — от земли к небу — поднимаются двое ребятишек: «мы взойдем, только мальчик-и-девочка», /в облаков недотрогу —нугу, / и не скажет никто, чье же дело, что / наши косточ­ ки —гроздь на снегу». Их взаправду двое? Признаться, есть сомнение на сей счет. Думается, что герой АА, как всегда, одинок. Но его душа привычно раздваивается: «мальчик-и-девочка». Один другому —двой­ ник. Так могут быть абсолютно похожими друг на друга брат и сестра. Образ «сиамская двойчатка» — один из самых сильных, лирически пронзительных в стихах АА. Ему важно быть духовно разделенным,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz