Анипко, А. А. Флейта : сборник стихотворений / Андрей Анипко ; [сост., предисл., эссе: Л. Л. Иванова ; послесл. И. Б. Циркунова ; худож. В. В. Рябков]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2016. - 118, [1] с. : ил.

нов сменил маленький мальчик — Ангел. Врачи же констатируют смерть. Но ее нет. Есть только Лестница —прямо в Рай. Вот такое кино. Скорее всего, АА о нем знал. И в какой-то мере проецировал на свою жизнь, свои страхи, сомнения, веру в спасение души. В случае творчества А. Анипко все не так просто. Понять, как и откуда он черпает сюжеты и даже вдохновение (слова этого крайне не любил) непросто. Как человек своего времени, АА усвоил законы ряда субкультур, его привлекали эпатажные киножанры. Но в то же время поэт был более чем начитан в философской литературе. В последние годы много времени уделял вопросам теологии. «Лестница Иакова», написанная за два месяца до трагического ухода автора, —своего рода загадка, шифровка. Какие впечатления сгущены в ней? Что явилось поводом к написанию стихотворения? Может, и не видел АА никогда психологического триллера «Лестница Якова»? И его последний ше­ девр родился в мае 2012 года вполне самостоятельно? Или —что еще более вероятно! —благодаря библейской притче о Лестнице, соединя­ ющей земное и небесное. Заглянем в словарь: «ЛЕСТНИЦА ИАКОВА (слав. Лбствица Иаковля) —один из важ­ нейших христ. религиозно-худож. символов, основанный на эпизоде из жизни библейского патриарха Иакова, внука Авраама, родоначаль­ ника двенадцати “колен Израилевых”. Спасаясь от гнева своего брата Исава, у к-рого он обманом приобрел право первородства, Иаков бе­ жал к своему дяде Лавану в Харран (Верхняя Месопотамия). Заноче­ вав по пути в местечке, названном им Вефиль (“Дом Божий”, в 16 км к северу от Иерусалима, современный Бейтин), Иаков видел сон, не только определивший судьбу будущего богоизбранного народа, но и в символич. форме содержавший основы библейской “философии ис­ тории” (Быт 28:10-19). Лестница, по которой нисходят и восходят ан­ гелы, утверждается на земле, но касается неба; стоящий на ней Бог подтверждает обетования, данные предкам Иакова, обещая его потом­ ству землю, на которой он сейчас спит (отсюда ее название “Земля обетованная”). Согласно христ. богословию Л. И. указывает на нераз­ рывную связь неба и земли, осуществляемую Богом через своих по­ средников — ангелов. Она также рассматривается как символ вопло­ щения Сына Божия, соединившего небо и землю (ср. Ин 1:51), и Бо- жией Матери, через к-рую исполнилась эта “страшная тайна”. Поэтому службы богородичных праздников включают чтение паримии о сне Иакова, а литургич. тексты именуют Деву Марию “Лествица небес­ 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz