Анипко, А. А. Флейта : сборник стихотворений / Андрей Анипко ; [сост., предисл., эссе: Л. Л. Иванова ; послесл. И. Б. Циркунова ; худож. В. В. Рябков]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2016. - 118, [1] с. : ил.
нов сменил маленький мальчик — Ангел. Врачи же констатируют смерть. Но ее нет. Есть только Лестница —прямо в Рай. Вот такое кино. Скорее всего, АА о нем знал. И в какой-то мере проецировал на свою жизнь, свои страхи, сомнения, веру в спасение души. В случае творчества А. Анипко все не так просто. Понять, как и откуда он черпает сюжеты и даже вдохновение (слова этого крайне не любил) непросто. Как человек своего времени, АА усвоил законы ряда субкультур, его привлекали эпатажные киножанры. Но в то же время поэт был более чем начитан в философской литературе. В последние годы много времени уделял вопросам теологии. «Лестница Иакова», написанная за два месяца до трагического ухода автора, —своего рода загадка, шифровка. Какие впечатления сгущены в ней? Что явилось поводом к написанию стихотворения? Может, и не видел АА никогда психологического триллера «Лестница Якова»? И его последний ше девр родился в мае 2012 года вполне самостоятельно? Или —что еще более вероятно! —благодаря библейской притче о Лестнице, соединя ющей земное и небесное. Заглянем в словарь: «ЛЕСТНИЦА ИАКОВА (слав. Лбствица Иаковля) —один из важ нейших христ. религиозно-худож. символов, основанный на эпизоде из жизни библейского патриарха Иакова, внука Авраама, родоначаль ника двенадцати “колен Израилевых”. Спасаясь от гнева своего брата Исава, у к-рого он обманом приобрел право первородства, Иаков бе жал к своему дяде Лавану в Харран (Верхняя Месопотамия). Заноче вав по пути в местечке, названном им Вефиль (“Дом Божий”, в 16 км к северу от Иерусалима, современный Бейтин), Иаков видел сон, не только определивший судьбу будущего богоизбранного народа, но и в символич. форме содержавший основы библейской “философии ис тории” (Быт 28:10-19). Лестница, по которой нисходят и восходят ан гелы, утверждается на земле, но касается неба; стоящий на ней Бог подтверждает обетования, данные предкам Иакова, обещая его потом ству землю, на которой он сейчас спит (отсюда ее название “Земля обетованная”). Согласно христ. богословию Л. И. указывает на нераз рывную связь неба и земли, осуществляемую Богом через своих по средников — ангелов. Она также рассматривается как символ вопло щения Сына Божия, соединившего небо и землю (ср. Ин 1:51), и Бо- жией Матери, через к-рую исполнилась эта “страшная тайна”. Поэтому службы богородичных праздников включают чтение паримии о сне Иакова, а литургич. тексты именуют Деву Марию “Лествица небес 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz