Анипко, А. А. Флейта : сборник стихотворений / Андрей Анипко ; [сост., предисл., эссе: Л. Л. Иванова ; послесл. И. Б. Циркунова ; худож. В. В. Рябков]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2016. - 118, [1] с. : ил.

стихотворении, но не ранит сердце. Скорее, тревожит предчувствием расставания —эпилога. «Ноктюрны» нежны и музыкальны. Это свое­ го рода «песенки Пьеро». Судите сами: №3 Мы снова вместе, ясная полоска, льняным лучом прильнувшая к подошве, а светоч твой, серебряная блестка, дрожит и дышит яхонтовой дрожью. Отлив, и не достать до отраженья, — да и к чему? —я знаю не по книжкам, что не душа желает выраженья, а лишь уста глаголют от излишка. Прощай, полоска! доброй, тихой ночи! Я ухожу, и след мой неприметен, а серп Луны так аппетитно-сочен, как будто сам, а не от Солнца светел. Третий раздел называется «Последние стихи». Каждый, кто зна­ комится с этими пронзительными и по-настоящему, без снисхожде­ ния, сильными откровениями молодого поэта, не может не оценить их художественную зрелость. В чем она проявляется? Прежде всего, в языке, культуре стихосложения, близости русской поэтической тра­ диции. Андрей Анипко становится узнаваемым по теме и интонации. Тема по сути все та же: осознание — полное! без иллюзий! — своего человеческого одиночества. Нет родства сердец, нет «ответной руки». Со времен откровений Михаила Лермонтова, кажется, ничего и не изменилось. А что должно было измениться? Метафизика страдания. Муки —«быть» без надежды «состояться». Интонация стихов отчасти тоже лермонтовская, романтическая: сложное, щемящее душу сочета­ ние мужественности с детскостью, отчаяния (от неизбежности ранне­ го, досрочного ухода) с невольной благодарностью (за временное при­ сутствие в мире; пусть редкую, но разделенность в мимолетных друж­ бах, сердечных привязанностях). Многое в стихах позднего А. Анипко от русской классики. Здесь не только Лермонтов вспоминается, но и трагический Бунин, философичный Тютчев. Из современников Анд­ рей созвучен своим питерским учителям —Алексею Пурину, Алек­ сандру Леонтьеву. Не он первый, разумеется, говорит о тщете духов­ ных усилий, непостоянстве дружбы, опустошенности души, умствен­ ном тупике. Важно то, что на новом историческом витке молодой поэт не боится повторить эти истины вновь, быть искренним и честным в нахлынувшем пессимизме, в слабой надежде на спасение, упрямо 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz