Анипко, А. А. Флейта : сборник стихотворений / Андрей Анипко ; [сост., предисл., эссе: Л. Л. Иванова ; послесл. И. Б. Циркунова ; худож. В. В. Рябков]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2016. - 118, [1] с. : ил.

им надышаться в своих стихах. А дышать родным городом — всё рано что безотчётно любить его. Любовь уАндрея и печальная: «Я вернусь в ледяную отчизну...», и сочная и радостная, как после разлуки с роди­ ной: «моя любовь к арктическим широтам, / где солнце абрикосовым сиропом / на облачных лоснится жеребятах». Но любовь — это ещё и Бог, да только не у Андрея. Его Бог, то матерно бранится («... оглохла от матерной брани Бога»), то «... умира­ ет Бог остаются ноты»... В его стихотворениях достаточно религиоз­ ных фрагментов и мотивов, но они не всегда христианские, встреча­ ются и языческие, и даже анималистические, или, точнее, «светофи- тонистические»: «... и молюсь голубому лучу / распоровшей асфальт незабудки...». Нет веры, есть метания и поиск. Это состояние души Андрея, души метущейся и наполненной любовью, удалось прочесть у Тассо в 22 октаве Шестой песни «Освобождённого Иерусалима»: Меж городом и христианским станом Пространство есть обширное: его Поверхность без неровности малейшей Как будто предназначена для боя И этот бой Андрей ведёт сам с собой. Ведёт его каждый день и каждый день проигрывает. Ведь если его поместить в ту эпоху —рыца- рей-крестоносцев, то чью сторону он займёт? А заняв сторону христи­ ан, в каком лагере он окажется, ведь к началу Первого крестового по­ хода уже случилась Великая схизма (1054 г.)? Оставим этот вопрос открытым. Попробуем рассмотреть основной, как нам кажется, лейтмотив многих стихотворений этого сборника. Смерть и любовь. Можно, и вполне естественно для поэта и его поэзии, относиться к этим словам как к устойчивому поэтическому выражению, создающему определённый образ или целую галерею об­ разов. Но можно, не забывая поэтической наполненности этого выра­ жения и даже некоторой метафоричности, относиться к нему фило­ софски. Тем более, что Андрей даёт к этому все основания. В 2000 году в Санкт-Петербурге, в издательстве «Алетейя», увидело свет психоло- го-философское исследование «О происхождении нравственного по­ знания» Франца Брентано (1838—1917), видного мыслителя, учителя Эдмунда Гуссерля, заложившего одним из первых феноменологиче­ скую традицию в современном философском знании (Брентано, 2000. С. 12). Переводчиком этой работы был не кто иной, как Андрей Анип- ко, тогда ещё совсем молодой человек 23 лет от роду, ищущий себя 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz