Анипко, А. А. Флейта : сборник стихотворений / Андрей Анипко ; [сост., предисл., эссе: Л. Л. Иванова ; послесл. И. Б. Циркунова ; худож. В. В. Рябков]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2016. - 118, [1] с. : ил.

«...Ассонанса алмазное просо...», и аллитерированный мостик между строк «л-л» в словах «в ладони —алмазное». В последней строке поэт прямо так и говорит —внимание —ассонанс! Пять гласных «а», из них две ударные, четыре «о», с нарастанием в последнем слове висы и для рифмы. Но и это не всё. У Андрея, если и есть нордическая тональность в стихотворениях, то только по форме она чем-то напоминает скальди- ческую, а по содержанию, конечно же; эддическую. По сути, это про­ изведение Андрея, ноктюрн № 1, возвышается до уровня эддической поэзии, хотя бы тем, что в нём отчетливо виден автор, слышен его го­ лос и вложен поэтический смысл. Именно использование этого поэтического феномена —его величе­ ства кеннинга —делает этот ноктюрн возвышенным, метафоричным и в высшей степени поэтичным произведением. Для поэзии скальдов кен- нинг, как особая разновидность метафор, явление обыденное —от при­ митивного «палка битвы» (меч) и замысловатого «кольцедробителя» (конунга) до зашифрованных в четырёх или даже шести словах имен бо­ жеств викингов. Но следует заметить, что не каждая подлинная виса со­ держит кеннинги. Внашем случае, хоть автор и не выдерживает всехприн­ ципов дротткветга, но именно это произведение изобилует кеннингом. С одной стороны, кеннинг —утверждает автора висы в ранге скаль­ да, с другой — образный строй метафор подчёркивает русский харак­ тер поэта. Например, лирическое сравнение «...Луны потускневшая грива...» с лунным месяцем; затем сразу следует «Пена грив над мор­ скими конями» —смелое сравнение с барашками на морских волнах. И снова, с утроенной силой, продолжая погружать читателя в эддиче­ скую поэзию, предлагает на наш суд истинный кеннинг —«...звучно­ копытные кони...». Можно предположить, что это не что-нибудь, а шум прибоя! И в заключение любопытное сравнение застывающих капель воды с «...алмазным просо». А любопытным оно представляется по той причине, что в этом сравнении почудилась блистательная в своём дра­ гоценном сиянии улыбка Торквато Тассо, но об этом чуть позже. Обратим внимание на другие эддические произведения Андрея. Например, на стихотворение «таких озёр —ни у кого на свете...», очень похожее на флокк. Флокк — это форма хвалебной песни, состоящей из цикла вис и отличающейся от драпы отсутствием строгого деления на отдельные разделы, соединённые стевом (рефрен или припев). Живи, Андрей, в веке десятом, за этот флокк скальда могли бы каз­ нить. Это самый натуральный современный флокк, состоящий из трёх 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz