Анипко, А. А. Флейта : сборник стихотворений / Андрей Анипко ; [сост., предисл., эссе: Л. Л. Иванова ; послесл. И. Б. Циркунова ; худож. В. В. Рябков]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2016. - 118, [1] с. : ил.

новые. Однако важно заметить, что именно в этот период произошло его освобождение от роли Северина. И хотя во «Флейте» ещё есть стихотворения, написанные в период ролевой игры в Арсения Севе­ рина, — это уже не Северин, а Анипко. Освобождение от Северина случилось ещё в Мурманске, возможно, вскоре после выхода в свет «Увертюры», но игра продолжалась. Если предположить, что многие произведения Андрея проходят через своеобразную гносеологическую призму или, уточним, прелом­ ляются через формулу «смерть и любовь», то можно предположить, во-первых, что некоторые идейные сюжеты поэт берёт из древнегре­ ческой литературы, в частности, у Аристофана, что объясняет исполь­ зование эпиграфа из «Лягушек». Во-вторых, проясняется один из древ­ нейших, как сама Древняя Греция, источник вдохновения, побужда­ ющий изучать это возвышенное и в то же время жуткое соотношение «смерть и любовь» — эллинская мифология. Обратите внимание, сколько древнегреческих образов витает в сти­ хах Андрея. Это и Аполлон, и Геката, и Муза, и вакхи, и ветер — непременно борей, и амфоры — эвксинские, хотя почти аксинская (негостеприимная) «ледяная ладонь заполярной Латоны» и «стынет Мурманск». И это не просто эллинские образы, которые прошли че­ рез горнило смерти и любви. Это имена богов, которые, как реперные точки, которых только коснись —и раскрываются мифы и вся глубина древнегреческой мифологии. В этом видится, предположительно, дуновение творчества Михаила Алексеевича Кузмина (1872—1936) и безусловное влияние забытого русского поэта Серебряного века Алек­ сандра Алексеевича Кондратьева (1876—1967) — автора мифологиче­ ских стилизаций и реконструкций. Возьмём для сравнения стихотворение А. А. Кондратьева, напи­ санное в декабре 1909 года, «Я сложил у Кипридиных ног...» (Кондра­ тьев, 2001. С. 178) и стихотворение Андрея «Неужели ты будешь пос­ ледним...» (С. 40). Здесь можно говорить только о том, как старший собрат навевал тональность, имитируя эллинскую поэзию, а Андрей принял этот посыл и воспел Мурманск в древнегреческом стиле, точ­ нее, с использованием древнегреческих образов, привлекая богов Эллады. Насколько известно, и у Кондратьева, и уАндрея, но не будем настаивать на окончательном вердикте, эти стихотворения единствен­ ные, где одновременно упомянуты в таком сочетании: и бог Аполлон, и его мать Латона, да ещё и в устойчивом сочетании дитя и матери. Используя эвфемизм Аполлона —Мусагет, у Кондратьева —Музагет, 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz