Анипко, А. А. Флейта : сборник стихотворений / Андрей Анипко ; [сост., предисл., эссе: Л. Л. Иванова ; послесл. И. Б. Циркунова ; худож. В. В. Рябков]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2016. - 118, [1] с. : ил.

на «брегах Невы» — насмешливой критике. Поэтическое сообщество (студия при доме-музее А. А. Ахматовой) самолюбие Андрея во внима­ ние не приняло. Он пережил «реакцию» на собственный эксперимент с трудом, но к мнению столичных авторов прислушался. Особое влияние на молодого поэта имел авторитет Алексея Пурина — известного пи­ терского стихотворца, заведующего поэтическим отделом журнала «Звезда». А. Анипко был вхож на редакционные «собрания-посиделки» «Звезды», общался с молодыми и опытными питерскими поэтами, со свойственной ему одержимостью наверстывал пробелы образования, искал свою нишу, свою манеру, стиль. Как вчерашний «виртуозный версификатор», он с легкостью мог пародировать любого мастера. Но с возрастом стал понимать, что «мертвые» строчки мало кому интерес­ ны (какие бы традиции и новации за ними не стояли). Нужно именно «живое слово». Да-да, то самое «со слезами смешанное». Да где его взять? Ответ на этот вопрос всегда прост. Он ведь у Пастернака! По­ мните? «Когда строку диктует чувство, / Оно на сцену шлет раба, / И тут кончается искусство, / И дышит почва и судьба» (Пастернак, 1998). К Борису Пастернаку Андрей Анипко относился, как и многие представители поколения рубежа XX и XXI веков, неоднозначно. И причины такого отношения требуют подробного объяснения, анали­ за. На это в данном Предисловии не отпущено места и времени. Суть расхождений в том, что нынешние молодые редко могут похвастаться присущей автору «Тетради Юрия Живаго» гармоничностью, глубиной и истинностью христианских воззрений. Поэзия последнего времени — это, как правило, бесконечное сомнение, часто тупики и полная бе­ зысходность тоски, одиночества, страдания от душевной опустошен­ ности. Молодым близок и понятен прежде всего Лермонтов. И Андрей Анипко —не исключение. Он пессимистичен, порою даже уныл. При этом честен, правдив с самим собой и читателем. Что сегодня «поэти­ ческая правда»? Скорее всего, это мужество признаваться самому себе и в роковых ошибках, и в смертных грехах, и в позорном малодушии, и в невозможности нести бремя самого земного существования. К 2008 году стихи Андрея Анипко (взявшего в социальной сети другие псевдонимы — Йордан Кейн, Андрей Савельев, Андрей Небко) стали отличаться лирической пронзительностью, почти исповедальностью. В них все еще присутствовал игровой элемент (ролевые персонажи в духе, допустим, Маркиза де Сада, Жана Жене, Бодлера), но собран­ ные вместе «избранные стихи» представляли собой «историю души, ее жизненных всплесков и затяжного, но последовательного умирания в 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz