Российский Север и Северная Европа: сборник избранных статей за 1992-2012 годы / под ред. О. А. Андреева и В. Раутио. – Санкт-Петербург ; Мурманск ; Хельсинки : ИРИСБУК, 2013. – 256 с.

элита власти относительно стареет, или через принятие возможных решений, таких как вступление в ВТО или укрепление сотрудничества ЕС-Россия, или через непредвиденный кризис. В этом случае реализованный сценарий разви­ тия может получить название сценарий развития 2 + применительно к на­ шей нумерации сценариев развития 1-3 (рис. 3). Будущее Мурманска может рассматриваться в соответствии с жела­ тельной и возможной картиной на основании, в особенности, использования и развития, во-первых, логистического сервиса в регионе, во-вторых, горно- металлургической промышленности и в-третьих, энергетического комплекса. Группы респондентов разделяют выделение данных отраслей в качестве ос­ новных. Ноу-хау и информационно-коммуникационный сектор также могут играть важную роль в развитии региона. Предпосылки работы данных кла­ стеров (отраслей) в этих регионах основаны на естественной конкуренции, усиленной влиянием исследовательского и образовательного секторов. Курс развития прежде всего зависит от принятия решений крупными предпри­ ятиями и от федеральной политики. На региональном уровне необходимо обеспечить наличие общих условий для их деятельности, таких как образо­ вание и инфраструктура. Однако в более долгосрочной перспективе важность принятия реше­ ний на местном уровне может увеличиваться, и можно содействовать этому процессу путем внедрения значительных изменений в тенденциях, основан­ ных на ценностях, которые могут быть до некоторой степени предсказаны независимыми экспертами Мурманской области и группой зарубежных экс­ пертов. Возникнет необходимость в принятии на федеральном уровне боль­ шого количества решений практического характера в связи с крупными про­ ектами энергетического сектора в регионах, где возможно осуществлять дея­ тельность малых и средних предприятий в сотрудничестве с зарубежными партнерами. Порты и железные дороги всегда будут представлять важнейшие объекты логистического развития. Также трубопроводы и информационные сети будут важнейшими объектами инвестирования, и этот факт особенно подчеркивался некоторыми группами респондентов. Если рассматривать проекты в сфере логистики только с точки зрения энергетического комплек­ са, возможно представить важность строительства линий электропередач от Мурманской области до Республики Карелия и, возможно, к скандинавским странам, - этот вопрос был поднят группами мурманских и московских экс­ пертов. Очевидно, что запланированный в силу причин экономического, воен­ ного и политического характера нефтепровод будет проложен к поселку Ин- дига, и будет проведено обсуждение вопроса о строительстве нефтепровода к Мурманску (рис. 2). Штокмановское месторождение вероятно будет введе­ но в эксплуатацию в 2020-2025 годах. Условием ввода его в эксплуатацию может служить привлечение французского и норвежского капитала и техно­ 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz