Российский Север и Северная Европа: сборник избранных статей за 1992-2012 годы / под ред. О. А. Андреева и В. Раутио. – Санкт-Петербург ; Мурманск ; Хельсинки : ИРИСБУК, 2013. – 256 с.
В комментариях зарубежных экспертов основное внимание было уде лено следующим аспектам: безопасность - интересы политических и воен ных организаций определяют политику использования природных ресурсов на Севере; введение в эксплуатацию Штокмановского месторождения не представляет столь значительной важности для развития региона, как ре шение о том, в какие сроки будет начато использование ресурсов Баренцева, Печорского и Карского морей и как будут приниматься решения по данным вопросам, и какие действия будут предприняты на основании данных реше ний. Если они станут основой для развития логистического сервиса, т.е. строительства нефтяных терминалов для хранения нефти, добытой из моря, до последующей перегрузки в крупные танкеры, и обслуживающими соору жениями, расположенными в Мурманске, влияние их на развитие Мурман ской области будет большим, чем в случае отсутствия наземного нефтепро вода или если бы обслуживающие сооружения находились на территории других областей. Первые систематические правила транспортировки нефти готовятся. Независимая политика России в области пищевой промышленно сти вызовет рост производства в рыбной промышленности Мурманска. Концепция существования олигархов устарела, ситуация нормализуется, и было бы более уместно говорить, к примеру, о владельцах крупного капита ла. Олимпийские игры в Сочи могут привести к большей открытости в поли тике, потому что Россия не хочет быть бойкотированной, подобно тому, как это произошло в ходе проведения Олимпийских игр в Москве в 1984 году. С точки зрения представителей малых и средних предприятий, важные реше ния принимаются в отношении, например, инвестиций в энергетический сек тор (заключение субподрядных договоров с судостроительными верфями). Развитие переживает кризис. Большинство опрошенных зарубежных экспер тов считают направление перспективного развития 2 наиболее вероятным. 6. Концепция наиболее вероятного сценария развития Мурма ской области Наиболее вероятная картина будущего экономического развития Мур манской области отражена в сочетании ответов различных групп респонден тов и путь будущего развития невозможно предсказать или обрисовать в спе циальных символах. Возможно, ни один из сценариев развития 1-3 не будет реализован в представленной форме. На основании мнений экспертов, полу ченных из резюме обратной связи сценарий развития 2 (названный “Усиле ние органов власти до авторитаризма и преобладание регулируемой эконо мики”) отражает наиболее вероятную картину будущего развития, или явля ется наиболее соответствующей ей. Вначале наиболее вероятное развитие происходит в соответствии с концепцией сценария развития 1, но может про изойти поворот в сторону сценария развития 2, поскольку существующая 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz