Российский Север и Северная Европа: сборник избранных статей за 1992-2012 годы / под ред. О. А. Андреева и В. Раутио. – Санкт-Петербург ; Мурманск ; Хельсинки : ИРИСБУК, 2013. – 256 с.

потому, что они рассматривали пространство как слишком трудное для ана­ лиза понятие. Экономика в значительной степени основывается на англосак­ сонской традиции, хотя объяснения месторасположения городов и экономи­ ческой активности исходят от германской традиции. Модель Фон-Тюнена (the von ТЬьпеп model, 1892г.) и теория центрального места Кристаллера (Christaller's central-place theory, 1933г.) представляют собой наиболее клас­ сические и самые ранние попытки объяснить, как организуется экономика в пространстве. Критика моделей, созданных экономическими географами, базируется, к примеру, на неспособности справиться с институциональными факторами, организационными инновациями и отношениями между ними и итогами ин­ вестирования. По мнению критиков, мир, описываемый этими моделями, должен быть заполнен покинутыми городами и заброшенными регионами. С другой стороны, существует очень немного рациональных альтернатив для описания мира (Krugman 1995, 79). Поэтому предлагаемые модели необхо­ димо использовать, как карту, понимая её отличие от реальности. Институциональная перспектива в отношении регионального эконо­ мического развития представляет интересный географический подход к но­ вым дискуссиям на тему регионализма и экономической социологии. Она частично критикует доктрину Кейнси, которая была доминирующей в регио­ нальной политике большинства западных стран после 1960-ых годов. При­ менением этого подхода удалось повысить уровень занятости и доходов на­ селения в регионах с неблагоприятными условиями, хотя в целом она не привела к обеспечению роста производительности труда, а региональная по­ литика, проводимая государством, не достигла успеха в обеспечении роста, основанного на мобилизации местных ресурсов (Amin, 1999г., 365). Институциональные подходы к региональному развитию подчеркива­ ют значение локальных механизмов, которые ассоциируются с процессом получения знаний и обучения. Обучающийся регион (Cooke and Morgan, 1998) - это понятие, которое активируется через системы, ставшие частью местных ресурсов, таких, как информация, технология, профессиональная подготовка. Эти системы оказывают влияние на конкуренцию в регионе, по­ скольку помогают организовать основанную на местных возможностях учеб­ ную среду для частных фирм. Такие обучающиеся регионы, как Силиконовая долина и Баден- Вюрттемберг, создают сами себя, поскольку фирмы, собранные вместе, не только конкуренты, но активно поддерживают друг друга, создавая объеди­ нения, обмениваясь технологиями и используя системы поддержки предпри­ нимательства. Преимущества региональных слияний для фирм очевидны как с материальной, так и технологической стороны (Krugman 1995, 50). Эти ре­ гионы привлекательны и для рабочей силы: если одна фирма сталкивается с экономическими трудностями, местный рынок труда может предложить но­ 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz