Андреев, О. А. Региональная экологическая политика : политические аспекты / О. А. Андреев ; Гос. ком. по охране окружающей среды Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ин-т, Мурм. гуманитар. ин-т, Баренц центр соц. исслед. - Мурманск : МГПИ, 1997. - 220 с.

86 ления пытаются заменить не системой гибкого регулирова­ ния природопользования, а полным разрегулированием и самого этого процесса, и управления им. ( См.: Индинок И.И., Смирнягин Л. В., Кулешов В.В. Региональная политика поиски своего пути // ЭКО. 1995. № 2. С. 4-9 ) Однако, хотя и неровно, но процесс децентрализации идет. Теоретически, в центр должны делегироваться лишь остаточные полномочия, касающиеся ограниченного круга вопросов, решение которых невозможно на уровне региона, т. е. компетенция власти должна соответствовать уровню стоящих перед ней проблем. В России же очень значима проблема ассиметрии государственного устройства, так как не только национальные автономии, но и области облада­ ют на практике разными полномочиями - те, кто наладил хорошие отношения с центром, имеют больше прав, чем те, кто пытается получить их конфронтационным путем. Политическое обеспечение реформ отстает от требуемого уровня, и это часто приводит к обострению ситуации в ре­ гионах, к конфликтам с центром. Еще недавно были очень распространены упреки в адрес Москвы в некоторых бывших союзных республиках. Так, в прибалтийских государствах центр обвиняли в “имперской политике”, вызвавшей экологический кризис в этом регионе. В Белоруссии эти упреки были связаны с чрезмерным масштабом добычи калийной соли в Солигор- ске, в Молдове - с монокультурой винограда, на Украине - с Чернобылем и т. д. Во всех подобных явлениях было модно видеть “руку Москвы”. Действительно, на стадии принятия решений центр сыграл свою негативную роль, но очень часто он эту роль играл уже после того, как возни­ кала инициатива на местах. Например, размещение Игна- линской и Армянской АЭС было республиканской инициа­ тивой. Никак нельзя объяснить влиянием центра концен­ трацию антиэкологических производств в почти непроду- ваемой Ереванской котловине - их размещение является делом руководящей республиканской элиты. Если вернуться к недавнему прошлому, то природо­ пользование в СССР сводилось к размещению производст­ ва. Решение о размещении всех крупных объектов прини­ малось в центре, в системе министерств и ведомств. Как уже было упомянуто, многие из таких решений принима­ лись по инициативе с мест, но иногда и без необходимого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz