Андреев, О. А. Региональная экологическая политика : политические аспекты / О. А. Андреев ; Гос. ком. по охране окружающей среды Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ин-т, Мурм. гуманитар. ин-т, Баренц центр соц. исслед. - Мурманск : МГПИ, 1997. - 220 с.
86 ления пытаются заменить не системой гибкого регулирова ния природопользования, а полным разрегулированием и самого этого процесса, и управления им. ( См.: Индинок И.И., Смирнягин Л. В., Кулешов В.В. Региональная политика поиски своего пути // ЭКО. 1995. № 2. С. 4-9 ) Однако, хотя и неровно, но процесс децентрализации идет. Теоретически, в центр должны делегироваться лишь остаточные полномочия, касающиеся ограниченного круга вопросов, решение которых невозможно на уровне региона, т. е. компетенция власти должна соответствовать уровню стоящих перед ней проблем. В России же очень значима проблема ассиметрии государственного устройства, так как не только национальные автономии, но и области облада ют на практике разными полномочиями - те, кто наладил хорошие отношения с центром, имеют больше прав, чем те, кто пытается получить их конфронтационным путем. Политическое обеспечение реформ отстает от требуемого уровня, и это часто приводит к обострению ситуации в ре гионах, к конфликтам с центром. Еще недавно были очень распространены упреки в адрес Москвы в некоторых бывших союзных республиках. Так, в прибалтийских государствах центр обвиняли в “имперской политике”, вызвавшей экологический кризис в этом регионе. В Белоруссии эти упреки были связаны с чрезмерным масштабом добычи калийной соли в Солигор- ске, в Молдове - с монокультурой винограда, на Украине - с Чернобылем и т. д. Во всех подобных явлениях было модно видеть “руку Москвы”. Действительно, на стадии принятия решений центр сыграл свою негативную роль, но очень часто он эту роль играл уже после того, как возни кала инициатива на местах. Например, размещение Игна- линской и Армянской АЭС было республиканской инициа тивой. Никак нельзя объяснить влиянием центра концен трацию антиэкологических производств в почти непроду- ваемой Ереванской котловине - их размещение является делом руководящей республиканской элиты. Если вернуться к недавнему прошлому, то природо пользование в СССР сводилось к размещению производст ва. Решение о размещении всех крупных объектов прини малось в центре, в системе министерств и ведомств. Как уже было упомянуто, многие из таких решений принима лись по инициативе с мест, но иногда и без необходимого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz