Андреев, О. А. Региональная экологическая политика : политические аспекты / О. А. Андреев ; Гос. ком. по охране окружающей среды Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ин-т, Мурм. гуманитар. ин-т, Баренц центр соц. исслед. - Мурманск : МГПИ, 1997. - 220 с.

85 Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что в послед­ ние годы все большее значение приобретают не только региональные, но и межрегиональные решения - при ад­ министративно-территориальной раздробленности субъекты Российской Федерации по своему социально- экономическому потенциалу еще не в состоянии проводить самостоятельную экологическую политику. Они не могут ни директивным, ни иным способом самостоятельно перевести экономику на путь ресурсосберегающих, малоотходных и высокоинтенсивных технологий, создать современную тер­ риториальную экологическую инфраструктуру. Решение та­ ких задач может осуществляться на уровне межрегиональ­ ных территориальных ассоциаций, стержнем которых долж­ ны быть федеральные экологические службы. Тем более переход к новому типу устойчивого и равновесного приро­ допользования возможен только в рамках единого соци­ ально-экономического пространства России. При этом сама экологическая политика должна быть на региональном уровне, и вернее было бы говорить о сочетании федера­ тивной экологической стратегии и региональной экологиче­ ской политики. На данном этапе попытки региональных органов вла­ сти выработать на своем уровне экологическую политику характеризуются сохранением недостатков, сложившихся в прежних условиях. Прежде всего - это еще недостаточные полномочия региональных органов в решении экологических проблем - такие права центр отдает неохотно, тем более, что региональные органы пока не накопили умения поль­ зоваться уже имеющимися полномочиями, да и система мобилизации использования финансовых ресурсов еще да­ лека от совершенства. В деятельности региональных при­ родоохранных органов превалирует фискальная сторона, меньшее внимание уделяется затрате средств на разра­ ботку и реализацию региональной экологической политики. Поэтому часто попытки региональных органов власти выработать на своем уровне экологическую политику харак­ теризуются бессистемностью, декларативностью экологиче­ ских принципов, чрезмерным вниманием к ведомственным приоритетам. В итоге в регионах закрываются, перепрофи­ лируются и т. д. предприятия, наносящие вред природе, но это не ведет к улучшению положения. Более того, воз­ никает ситуация, когда прежнюю систему жесткого управ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz