Андреев, О. А. Региональная экологическая политика : политические аспекты / О. А. Андреев ; Гос. ком. по охране окружающей среды Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ин-т, Мурм. гуманитар. ин-т, Баренц центр соц. исслед. - Мурманск : МГПИ, 1997. - 220 с.
85 Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что в послед ние годы все большее значение приобретают не только региональные, но и межрегиональные решения - при ад министративно-территориальной раздробленности субъекты Российской Федерации по своему социально- экономическому потенциалу еще не в состоянии проводить самостоятельную экологическую политику. Они не могут ни директивным, ни иным способом самостоятельно перевести экономику на путь ресурсосберегающих, малоотходных и высокоинтенсивных технологий, создать современную тер риториальную экологическую инфраструктуру. Решение та ких задач может осуществляться на уровне межрегиональ ных территориальных ассоциаций, стержнем которых долж ны быть федеральные экологические службы. Тем более переход к новому типу устойчивого и равновесного приро допользования возможен только в рамках единого соци ально-экономического пространства России. При этом сама экологическая политика должна быть на региональном уровне, и вернее было бы говорить о сочетании федера тивной экологической стратегии и региональной экологиче ской политики. На данном этапе попытки региональных органов вла сти выработать на своем уровне экологическую политику характеризуются сохранением недостатков, сложившихся в прежних условиях. Прежде всего - это еще недостаточные полномочия региональных органов в решении экологических проблем - такие права центр отдает неохотно, тем более, что региональные органы пока не накопили умения поль зоваться уже имеющимися полномочиями, да и система мобилизации использования финансовых ресурсов еще да лека от совершенства. В деятельности региональных при родоохранных органов превалирует фискальная сторона, меньшее внимание уделяется затрате средств на разра ботку и реализацию региональной экологической политики. Поэтому часто попытки региональных органов власти выработать на своем уровне экологическую политику харак теризуются бессистемностью, декларативностью экологиче ских принципов, чрезмерным вниманием к ведомственным приоритетам. В итоге в регионах закрываются, перепрофи лируются и т. д. предприятия, наносящие вред природе, но это не ведет к улучшению положения. Более того, воз никает ситуация, когда прежнюю систему жесткого управ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz