Андреев, О. А. Региональная экологическая политика : политические аспекты / О. А. Андреев ; Гос. ком. по охране окружающей среды Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ин-т, Мурм. гуманитар. ин-т, Баренц центр соц. исслед. - Мурманск : МГПИ, 1997. - 220 с.
84 вования также может быть заинтересован в этом, так как с этим связано создание рабочих мест, выделение инве стиций и т. д. Одновременно регион как субъект природо пользования заинтересован в установлении экологических ограничений на масштабы добычи и переработки ресурсов и т. д. Осуществление сплошной суверенизации природных ресурсов довольно опасно. Развал СССР - это уход от единого экологического регулирования на его территории и, как следствие, разнобой в законодательстве. Нынешние границы, ранее не имеющие особого значения, теперь оп ределяют пространства раздельного регулирования, хотя они далеко не всегда совпадают с границами экосистем. Крайне неблагоприятную роль играет то, что не только суверенные государства, но и автономные образования рассматривают землю, недра и все природные ресурсы как свою собственность. Основанием для этого явился просчет прежнего со юзного законодательства. Речь идет о законах, которые объявляли землю достоянием народов, на ней проживаю щих, и предоставляли всем национальным автономиям право пользования и владения всеми природными ресур сами, находящимися в их распоряжении. Однако пока нет ни достаточно определенного правового статуса субъектов РФ, ни закона об административно-территориальном уст ройстве России, - т. е. многого необходимого именно для формирования и реализации региональной экологической политики. Самое главное в сегодняшнем территориальном устройстве России то, что это устройство не является ре зультатом закономерного развития социально территориальной организации государства и не имеет сис темного характера, что затрудняет проведение в жизнь ре гиональной экологической политики. До недавнего времени органы местной власти в во просах природопользования были практически безвластны, поэтому в известной мере ссылки на самоуправство цен тра были обоснованы. В новых же условиях органы мест ной власти могут стать реальными субъектами природо пользования ( См.: Малин Р., Иванов В. Проблемы природо пользования в регионах России // Экономист. 1996. №2. С. 15- 24).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz