Андреев, О. А. Региональная экологическая политика : политические аспекты / О. А. Андреев ; Гос. ком. по охране окружающей среды Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ин-т, Мурм. гуманитар. ин-т, Баренц центр соц. исслед. - Мурманск : МГПИ, 1997. - 220 с.

83 § 2. Соотношение роли центра и регионов в определении экологической политики, решении экологических проблем Проблема взаимодействия природы и общества долж­ на рассматриваться не только на планетарном, но и на более низких уровнях, так как экологические проблемы разных уровней тесно взаимосвязаны. Соответственно должны быть связаны и различные уровни экологической политики. Постановка вопроса о региональной экологиче­ ской политике, вырабатываемой не “сверху”, из центра, а региональными органами власти, еще довольно нова в России. Поэтому многие акции общественных организаций носят спонтанный характер, а их программы часто не имеют научного обоснования. Пока не могут разобраться, кто же должен осуществлять экологическую политику при­ менительно к конкретным территориям и субъекты власти, находящиеся в иерархическом подчинении. По старой традиции еще есть попытки осуществить эту политику на общероссийском уровне, из центра. Оче­ видно, что это имеет смысл только при решении крупно­ масштабных, даже межгосударственных проблем, когда речь идет о государственной экологической политике. В рамках же крупного государства, располагающего большим разнообразием природных и территориальных систем, еди­ ная политика природопользования и охраны природы мо­ жет быть рациональной только в условиях унитарного ре­ жима. В условиях федерализма экологическая политика должна быть основана на целостной стратегической систе­ ме принципов. Действенная экологическая стратегия долж­ на согласовать местные, региональные и глобальные, эко­ логические и культурные цели развития общества; пренеб­ режение хотя бы одним компонентом приводит к неполно­ ценным решениям. Экологическая политика - это много­ уровневая система, и ее уровням целей должны соответ­ ствовать органы управления и контроля. В большинстве случаев цели различных уровней яв­ ляются конкурирующими. Например, федеральное государ­ ство как субъект природользования может быть заинтере­ совано в максимальной концентрации добычи и переработ­ ки какого-либо вида ресурсов. Регион как субъект хозяйст

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz