Андреев, О. А. Региональная экологическая политика : политические аспекты / О. А. Андреев ; Гос. ком. по охране окружающей среды Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ин-т, Мурм. гуманитар. ин-т, Баренц центр соц. исслед. - Мурманск : МГПИ, 1997. - 220 с.
83 § 2. Соотношение роли центра и регионов в определении экологической политики, решении экологических проблем Проблема взаимодействия природы и общества долж на рассматриваться не только на планетарном, но и на более низких уровнях, так как экологические проблемы разных уровней тесно взаимосвязаны. Соответственно должны быть связаны и различные уровни экологической политики. Постановка вопроса о региональной экологиче ской политике, вырабатываемой не “сверху”, из центра, а региональными органами власти, еще довольно нова в России. Поэтому многие акции общественных организаций носят спонтанный характер, а их программы часто не имеют научного обоснования. Пока не могут разобраться, кто же должен осуществлять экологическую политику при менительно к конкретным территориям и субъекты власти, находящиеся в иерархическом подчинении. По старой традиции еще есть попытки осуществить эту политику на общероссийском уровне, из центра. Оче видно, что это имеет смысл только при решении крупно масштабных, даже межгосударственных проблем, когда речь идет о государственной экологической политике. В рамках же крупного государства, располагающего большим разнообразием природных и территориальных систем, еди ная политика природопользования и охраны природы мо жет быть рациональной только в условиях унитарного ре жима. В условиях федерализма экологическая политика должна быть основана на целостной стратегической систе ме принципов. Действенная экологическая стратегия долж на согласовать местные, региональные и глобальные, эко логические и культурные цели развития общества; пренеб режение хотя бы одним компонентом приводит к неполно ценным решениям. Экологическая политика - это много уровневая система, и ее уровням целей должны соответ ствовать органы управления и контроля. В большинстве случаев цели различных уровней яв ляются конкурирующими. Например, федеральное государ ство как субъект природользования может быть заинтере совано в максимальной концентрации добычи и переработ ки какого-либо вида ресурсов. Регион как субъект хозяйст
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz