Андреев, О. А. Региональная экологическая политика : политические аспекты / О. А. Андреев ; Гос. ком. по охране окружающей среды Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ин-т, Мурм. гуманитар. ин-т, Баренц центр соц. исслед. - Мурманск : МГПИ, 1997. - 220 с.

39 разделения прав и обязанностей, поддержания инициатив, контроля и регулирования отношений между общественным и частным секторами, между центральной и местной вла­ стями, национальным и международным уровнями. Одним из важных факторов является организация по­ литики. Структура экологических законов, приход к общему решению и удовлетворение интересов сторон должны яв­ ляться не отражением господствующей политической куль­ туры, а мостом в общественной структуре между экологи­ ческой администрацией и другими структурами власти по интересующим вопросам. Другой, на наш взгляд, важный вопрос, который инте­ ресует исследователей-политологов - фрагментация. Каж­ дая страна имеет свою экологическую специфику, которая устанавливалась в течение долгого времени, и достаточно сложно разрушить ее устоявшиеся нормы и порядок. В главе 6 мы подробнее остановимся на этом аспекте. Вер­ тикальная фрагментация касается того, как распределена власть и ответственность среди различных государствен­ ных уровней: центрального, регионального и местного. Го­ ризонтальная фрагментация касается распределения этих обязанностей на каждом уровне. Большая часть глобальных экологических решений требует длительных и многочисленных переговоров, чтобы достичь действительно удовлетворительных результатов и уменьшить транснациональные экологические случайности. Развитие организаций содействия и донорской помощи та­ ких крупных стран, как Япония и США, разнообразные фи­ нансовые институты, подобные Мировому банку и Между­ народному валютному фонду, а также Генеральное согла­ шение о тарифах и торговле (ГСТТ) принимают решения о прямом или непрямом воздействии на окружающую среду. Для сравнения экологической политики различных го­ сударств используется концепция международных режимов. Эта концепция определяется двумя различными путями. Согласно первому определению, это набор норм, правил и структур процесса принятия решений в той или иной об­ ласти для достижения консенсуса. Другое определение - этот система норм и правил, являющихся легальным инст­ рументом государств для регулирования национальных действий в той или иной области на международном уров­ не. Основной формой в решении мировых экологических

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz