Андреев, О. А. Региональная экологическая политика : политические аспекты / О. А. Андреев ; Гос. ком. по охране окружающей среды Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ин-т, Мурм. гуманитар. ин-т, Баренц центр соц. исслед. - Мурманск : МГПИ, 1997. - 220 с.
149 Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь, остаются в памяти человека. Дли тельность формирования экологического сознания не озна чает, что завершение этого процесса можно связывать только со взрослым состоянием человека. По мнению ав торов ряда работ, невозможно выделить как таковой кри терий “экологической зрелости”, это слишком сложное, многогранное понятие. Развивающееся сознание, которое постоянно обогащается и корректируется жизненным опы том личности, на каждом возрастном этапе имеет свое содержание, свои формы проявления. Однако у них есть общий знаменатель, который и может служить критерием оценки относительной сформированное™ экологической на правленности личности Этим знаменателем является по ведение человека. То есть критерий, показатель сформи рованное™ экологической направленности личности на лю бом возрастном этапе (от дошкольных лет до взрослого состояния) - различные осознанно-самостоятельные дейст вия и поведение, направленные на сохранение природы или предотвращение ее разрушения. Таким образом, рассуждения об экологической про блеме, о значении экологического сознания и культуры на данном этапе развития общества и его взаимодействия с природой имеют непосредственное отношение к экологиче ской политике. Представляется, что поворот к экологиче скому воспитанию детей следует обсуждать в двух взаимо связанных направлениях: как проблему воспитания детей и как проблему развития экологического сознания у взрос лых, воспитывающих школьников или решающих различные вопросы школьного воспитания. Разведение этих направлений в настоящее время обусловлено остро осложнившейся экологической ситуацией и необходимостью скорейшего ее решения. В этих услови ях экологическое воспитание детей надлежащим образом может быть осуществлено, если производственная дея тельность педагогов, поведение родителей осуществляются с позиции осознания всей значимости проблемы, если мысли и чувства взрослых людей искренне устремлены на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz