Андреев, О. А. Региональная экологическая политика : политические аспекты / О. А. Андреев ; Гос. ком. по охране окружающей среды Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ин-т, Мурм. гуманитар. ин-т, Баренц центр соц. исслед. - Мурманск : МГПИ, 1997. - 220 с.

149 Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь, остаются в памяти человека. Дли­ тельность формирования экологического сознания не озна­ чает, что завершение этого процесса можно связывать только со взрослым состоянием человека. По мнению ав­ торов ряда работ, невозможно выделить как таковой кри­ терий “экологической зрелости”, это слишком сложное, многогранное понятие. Развивающееся сознание, которое постоянно обогащается и корректируется жизненным опы­ том личности, на каждом возрастном этапе имеет свое содержание, свои формы проявления. Однако у них есть общий знаменатель, который и может служить критерием оценки относительной сформированное™ экологической на­ правленности личности Этим знаменателем является по­ ведение человека. То есть критерий, показатель сформи­ рованное™ экологической направленности личности на лю­ бом возрастном этапе (от дошкольных лет до взрослого состояния) - различные осознанно-самостоятельные дейст­ вия и поведение, направленные на сохранение природы или предотвращение ее разрушения. Таким образом, рассуждения об экологической про­ блеме, о значении экологического сознания и культуры на данном этапе развития общества и его взаимодействия с природой имеют непосредственное отношение к экологиче­ ской политике. Представляется, что поворот к экологиче­ скому воспитанию детей следует обсуждать в двух взаимо­ связанных направлениях: как проблему воспитания детей и как проблему развития экологического сознания у взрос­ лых, воспитывающих школьников или решающих различные вопросы школьного воспитания. Разведение этих направлений в настоящее время обусловлено остро осложнившейся экологической ситуацией и необходимостью скорейшего ее решения. В этих услови­ ях экологическое воспитание детей надлежащим образом может быть осуществлено, если производственная дея­ тельность педагогов, поведение родителей осуществляются с позиции осознания всей значимости проблемы, если мысли и чувства взрослых людей искренне устремлены на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz