Андреев, О. А. Региональная экологическая политика : политические аспекты / О. А. Андреев ; Гос. ком. по охране окружающей среды Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ин-т, Мурм. гуманитар. ин-т, Баренц центр соц. исслед. - Мурманск : МГПИ, 1997. - 220 с.

147 Надо сказать, перевод сознания учительства на дру­ гой уровень - процесс весьма сложный, он сопряжен со значительными психологическими, моральными и физиче­ скими усилиями. Успех достигается лишь тогда, когда главным побудителем становится осознание педагогом жизненной необходимости освоения эколого-культурных ценностей. Таким образом, экологическая культура учителя как явление имеет двойственную сущность: не изменив собст­ венного взгляда на культуру взаимодействия с природой, он не может успешно воздействовать на экологическое сознание детей. Экологическая культура включает в себя культуру взаимоотношений не только с природой, но и с сообщест­ вом людей, с каждым человеком - ребенком, взрослым Она базируется на стремлении жить в созвучии с окру­ жающим миром. Крайне важно, когда личные свойства и качества взрослых демонстрируются детям, ибо многое ус­ ваивается через подражание. К тому же экологическая культура не столько результат, сколько процесс: она ос­ ваивается, обогащается новыми современными знаниями, чувственным опытом и транслируется в виде эколого­ культурных ценностей, информации и технологий воспитан­ никам. Культивирование нового сознания по отношению к природе - процесс длительный, он напрямую связан с эко­ номическими, социальными и другими условиями жизни общества. В обстановке ухудшения экологической ситуации в стране, снижения жизненного уровня, доминирования по­ требительской психологии, ограниченной сиюминутной вы­ годой без долгосрочного прогноза, в атмосфере равноду­ шия и попустительства, безнаказанности за экологические правонарушения формирование нового понимания челове­ ком, особенно молодым, своих обязанностей перед приро­ дой весьма не просто. И все-таки общеобразовательная школа призвана уже сегодня (а точнее, еще вчера) про­ явить настойчивость, чтобы заложить в подрастающее по­ коление новое мышление, по которому можно будет опре­ делить человека будущего, обладающего особым видени­ ем мира как объекта его постоянной заботы. Что же такое экологическое сознание, экологическая культура и как их можно понимать применительно к облас

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz