Андреев, О. А. Региональная экологическая политика : политические аспекты / О. А. Андреев ; Гос. ком. по охране окружающей среды Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ин-т, Мурм. гуманитар. ин-т, Баренц центр соц. исслед. - Мурманск : МГПИ, 1997. - 220 с.

146 достаточной культуре людей. Без изменений в культуре природопользования нельзя надеяться на позитивные из­ менения в экологии (См : Дежникова Н С. Экологическая культура: грани восприятия. М., 1995; Экологическое обра­ зование: проблемы и решения / Сост. Захлебный А. Н.. Реброва Л. В М.: Центр “Экология и образование”, 1992). Хотя воспитание поколения людей, обладающих новой экологической культурой не является только педагогиче­ ской задачей, тем не менее с учителем общество связы­ вает свои надежды на новую школу, в которой дети могли бы не только получать разнообразные знания об экологии, но и стать активными участниками созидания новых цен­ ностей. И это справедливо, поскольку на педагогов возло­ жена социальная функция воспитания такого поколения, которое обеспечит безопасное существование человека на Земле. И здесь главное противоречие заключается в том, что сами учителя являются представителями одной культу­ ры, а должны закладывать в сознание детей качественно иные ценности. Поэтому первостепенная задача современ­ ного учителя - перестроить собственное мышление, рабо­ тать над собственным самосознанием Ведь “культура" в переводе с латинского означает “возделывание” (Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 668). На протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось под влиянием таких лозунговых положений, как “широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек...”, “не ждать милостей от природы...” и др. Поэтому привыкли мы больше пользоваться благами и дарами при­ роды, чем думать о ее восстановлении, бережном отноше­ нии к ней. И вовсе не следовали принципу “иметь не мно­ го, а достаточно”. В этом смысле понятие “экология" мож­ но определить как мироощущение, нравственное состояние человека. В литературе, посвященной экологическим проблемам, основной акцент в воспитании экологической культуры де­ лается на специальные журналы, книги, брошюры и т. п., распространяемые общественными экологическими органи­ зациями. В этом исследовании мы хотели бы подчеркнуть роль государственной системы образования и прежде всего средней школы. На наш взгляд, основным проводником в этом процессе должен стать учитель.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz