Андреев, О. А. Региональная экологическая политика : политические аспекты / О. А. Андреев ; Гос. ком. по охране окружающей среды Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ин-т, Мурм. гуманитар. ин-т, Баренц центр соц. исслед. - Мурманск : МГПИ, 1997. - 220 с.

134 происходит закисление озер, гибнет растительность. Одна­ ко, по данным Мурманского гидрометцентра, на норвежско- российской границе в районе контрольно-пропускного пункта Борисоглебский преимущественный перенос загрязняющих веществ происходит с запада и северо-запада на восток и юго-восток. Так, выбросы горного предприятия “Сер- Варангер” в г. Киркесене фиксируются достаточно четко на территории Кольского полуострова и на значительных рас­ стояниях от источника. Волнует всех проблема переноса загрязняющих веществ в Арктику. Данные наблюдений с научного ледокола “Отто Шмидт” свидетельствуют, что по­ ток сернистого газа и сульфатов в арктический бассейн от западно-европейских стран и Америки в два раза выше, чем от районов России. Экологическая ситуация, сложившаяся в Мурманске, характерна для других областных центров Севера России. Здесь, как и везде, растет количество автомобилей, кото­ рые дают 50% загрязнений воздушного бассейна. Далее - загрязнение от 92 котельных и теплоэлектроцентралей, на­ ходящихся в черте города. Плюс к этому выброс взвесей апатитового концентрата при транспортировке по железной дороге и перегрузке в порту. Продолжается загрязнение Кольского залива, так как долгое время в Мурманске вообще не было городских ка­ нализационных очистных сооружений, а недавно построен­ ные успели устареть. Загрязняются воды залива также су­ дами рыбного и транспортного флотов, военными корабля­ ми Северного флота (Глухов А. А., Костин. А. М., Олесик Е. П., Шпарковский И. А. Кольский залив: состояние и перспективы возрождения экосистем. Апатиты: КНЦ РАН 1992. С. 6). Грозит катастрофа и биоресурсам Баренцева, Белого и Норвежского морей. Перелов морских рыб повлек за со­ бой биологические деформации в экосистемах морей. Ис­ тощение запасов произошло по вине России, Норвегии, других стран. Серьезной проблемой является загрязнение вод северных морей течением Гольфстрим. Продолжаются неконтролируемые сбросы нечистот, отходов, нефтепродук­ тов с судов иностранных государств, Северного флота и гражданских флотов. В среднем за год каждое судно толь­ ко ассоциации “Севрыба” сливает за борт около 500 тонн льяльных вод, из них 10-20 тонн нефтепродуктов и до 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz