Андреев, О. А. Региональная экологическая политика : политические аспекты / О. А. Андреев ; Гос. ком. по охране окружающей среды Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ин-т, Мурм. гуманитар. ин-т, Баренц центр соц. исслед. - Мурманск : МГПИ, 1997. - 220 с.

117 формацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинен­ ного его здоровью или имуществу экологическим правонаруше­ нием’ (ст. 42) и что основы федеральной политики и программы в области экологического развития находятся в ведении Россий­ ской Федерации (ст. 71) (См.: Конституция Российской Федера­ ции. М.: Известия, 1993. С. 16, 25). Отчасти этим обстоятельст­ вом можно объяснить непродуманность проекта стратегии пере­ хода на устойчивое развитие России, подготовленного советом самой крупной экологической организации, действующей на тер­ ритории России, Международным социально-экологическим сою­ зом (Социально-экологический союз: концепция устойчивого раз­ вития России // Зеленый мир. 1995. № 5. С. 12-15). В стратегии есть противоречия. Сначала утверждается, что Россия имеет “все условия для устойчивого развития за счет своих собственных ресурсов", а затем отмечается, что “устойчивое развитие человечества на Земле достижимо только совместными усилиями всех народов”. Из стратегии СЭС трудно понять, какого уровня проблема устойчивого развития - нацио­ нального или глобального. Далее, анализируя условия восста­ новления равновесия глобальной экосистемы, с одной стороны, концепция исходит из необходимости сокращения нарушенных, находящихся в хозяйственном обороте земель через интенсифи­ кацию сельского хозяйства, а с другой стороны, в ней записано: “Все граждане России должны быть обеспечены участками зем­ ли, выделяемыми из сельскохозяйственных угодий, достаточными для самообеспечения продуктами питания”. В этой концепции много частностей и не имеющих прямого отношения к экологии вопросов; определение устойчивого развития дается s нравст­ венно-этических, а не философско-политологических категориях ( См.: Зелёный мир. 1995. № 5. С. 12-15 ). В концепции выдвигается довольно спорное суждение, что “значительная часть работ по обеспечению экологической безо­ пасности России может быть поручена подразделениям армии и государственной безопасности”. Эта позиция СЭС в известной мере перекликается с идеями Российского Зеленого Креста о том, что очагами будущей цивилизации, которые необходимо со­ хранить любой ценой, являются предприятия элитной промыш­ ленности, включая ВПК, в особенности уникальные КБ и заводы в Арзамасе, Челябинске, Красноярске (См.: Моисеев Н. Н. При­ чины крушения и рычаги процветания // Российская провинция. 1994. № 2).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz