Андреев, О. А. Региональная экологическая политика : политические аспекты / О. А. Андреев ; Гос. ком. по охране окружающей среды Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ин-т, Мурм. гуманитар. ин-т, Баренц центр соц. исслед. - Мурманск : МГПИ, 1997. - 220 с.
117 формацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинен ного его здоровью или имуществу экологическим правонаруше нием’ (ст. 42) и что основы федеральной политики и программы в области экологического развития находятся в ведении Россий ской Федерации (ст. 71) (См.: Конституция Российской Федера ции. М.: Известия, 1993. С. 16, 25). Отчасти этим обстоятельст вом можно объяснить непродуманность проекта стратегии пере хода на устойчивое развитие России, подготовленного советом самой крупной экологической организации, действующей на тер ритории России, Международным социально-экологическим сою зом (Социально-экологический союз: концепция устойчивого раз вития России // Зеленый мир. 1995. № 5. С. 12-15). В стратегии есть противоречия. Сначала утверждается, что Россия имеет “все условия для устойчивого развития за счет своих собственных ресурсов", а затем отмечается, что “устойчивое развитие человечества на Земле достижимо только совместными усилиями всех народов”. Из стратегии СЭС трудно понять, какого уровня проблема устойчивого развития - нацио нального или глобального. Далее, анализируя условия восста новления равновесия глобальной экосистемы, с одной стороны, концепция исходит из необходимости сокращения нарушенных, находящихся в хозяйственном обороте земель через интенсифи кацию сельского хозяйства, а с другой стороны, в ней записано: “Все граждане России должны быть обеспечены участками зем ли, выделяемыми из сельскохозяйственных угодий, достаточными для самообеспечения продуктами питания”. В этой концепции много частностей и не имеющих прямого отношения к экологии вопросов; определение устойчивого развития дается s нравст венно-этических, а не философско-политологических категориях ( См.: Зелёный мир. 1995. № 5. С. 12-15 ). В концепции выдвигается довольно спорное суждение, что “значительная часть работ по обеспечению экологической безо пасности России может быть поручена подразделениям армии и государственной безопасности”. Эта позиция СЭС в известной мере перекликается с идеями Российского Зеленого Креста о том, что очагами будущей цивилизации, которые необходимо со хранить любой ценой, являются предприятия элитной промыш ленности, включая ВПК, в особенности уникальные КБ и заводы в Арзамасе, Челябинске, Красноярске (См.: Моисеев Н. Н. При чины крушения и рычаги процветания // Российская провинция. 1994. № 2).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz