Андреев, О. А. Региональная экологическая политика : политические аспекты / О. А. Андреев ; Гос. ком. по охране окружающей среды Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ин-т, Мурм. гуманитар. ин-т, Баренц центр соц. исслед. - Мурманск : МГПИ, 1997. - 220 с.

116 С разработки программ сотрудничества с Министерством обороны, атомной энергетики и здравоохранения, с установления связи с международными организациями начал свою деятель­ ность Российский Зеленый Крест. Как мы уже отмечали, российские “зеленые” в 1993 и в 1995 годах проиграли выборы в новый орган законодательной власти - Государственную Думу. Ключевые позиции в формиро­ вании экологической политики в Думе принадлежат либерально­ демократической партии Владимира Жириновского, члены кото­ рой возглавляют основные комитеты Госдумы, ответственные за природопользование и геополитику. Возможности влияния приро­ доохранных организаций на деятельность этих комитетов крайне малы. Многие факты свидетельствуют о том, что их деятель­ ность находится под давлением военно-промышленного и топ­ ливно-энергетического комплексов, с одной стороны, и админи­ страции Президента России, - с другой. Как показала практика последних пяти лет, противостояние исполнительной и законодательной властей одновременно ме­ шало выработке государственной экологической стратегии и дез­ ориентировало усилия неправительственных природоохранных движений в разработке альтернативной экологической стратегии. В лучшем случае некоторые экологические движения и группы подготавливали манифесты, программы и декларации. Ряд из этих документов, например, “Манифест Социально-экологического союза”, принятый в 1989 году, не пересматривался в течение восьми лет, хотя и структура этой организации, и формы ее деятельности значительно изменились. К тому же некоторые из прежних теоретиков природоохранного движения отошли от него, переключившись на разработку общей теории социальных дви­ жений в России. В наше дни, когда в соответствии с Указом Президента России “О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития” (См : Документы. 1994. Март. С. 18) государственные научные институты ведут разработку этой концепции, отсутствие разрабо­ ток в области альтернативной экологической стратегии стало очевидным. К сожалению, в Конституции Российской Федерации 1993 года не заложены какие-либо нормы, предполагающие развитие общества по экологически ориентированному сценарию. Как мы уже отмечали ранее, в ней записано лишь, что “каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную ин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz