Андреев, О. А. Региональная экологическая политика : политические аспекты / О. А. Андреев ; Гос. ком. по охране окружающей среды Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ин-т, Мурм. гуманитар. ин-т, Баренц центр соц. исслед. - Мурманск : МГПИ, 1997. - 220 с.

115 щихся при власти, помощи, а также отчета об их действиях по ликвидации конкретных очагов экологической опасности. Хотя отдельные акции протеста, организуемые прежде все­ го анархистами экологической ориентации, продолжались, они имели краткосрочный общественный резонанс. В целом, за ис­ ключением событий августа 1991 года, когда “зеленые” оказали поддержку лидерам России, в этот период наблюдается сниже­ ние активности, дело шло к уходу природоохранного движения с политической арены. Социально-политическая ситуация в 1993-1995 годах вновь серьезно изменяется. Процессы децентрализации в обществе и властных структурах продолжали углубляться, закрытость соци­ альных структур нарастала. Увеличивалось число новых партий, движений, фондов и ассоциаций, конкурирующих на политиче­ ской арене и борющихся за доступ к государственным, между­ народным и иным финансовым источникам. Следующим обстоя­ тельством, существенно сузившим политические возможности со­ циальных движений, была ломка и попытки создания нового ме­ ханизма государственной власти. Советы как политический ин­ ститут были ликвидированы, реорганизуются региональные и ме­ стные органы власти, упразднены комитеты общественного са­ моуправления, где экологисты имели сильные позиции. Права и возможности администрации Президента России сильно возрос­ ли. Был создан Совет безопасности Российской Федерации, ко­ торый, как показали последние события, фактически стал одним из ключевых государственных органов принятия решений. В его структуре сформировалась Межведомственная комиссия по эко­ логической безопасности (См.: Экологическая безопасность Рос­ сии. М.: Юридическая литература, 1994. Вып. 1). И в самом неправительственном природоохранном движе­ нии произошли изменения. Сформировалось несколько новых организаций и движений, ориентирующихся на сотрудничество с государством, бизнесом, независимыми профсоюзами. Например, конструктивно-экологическое движение “Кедр”, выступающее за участие в программах, способствующих выходу из экологического кризиса. “Кедр" декларировал, что он занимается политикой лишь постольку, поскольку его задачи невозможно решить ины­ ми путями. Однако созданная в 1994 году на его базе “зеленая” партия “Кедр” имеет очевидную политическую направленность и поддерживается Российской торгово-промышленной палатой, бан­ ками, отдельными предпринимателями.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz