Андреев, О. А. Региональная экологическая политика : политические аспекты / О. А. Андреев ; Гос. ком. по охране окружающей среды Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ин-т, Мурм. гуманитар. ин-т, Баренц центр соц. исслед. - Мурманск : МГПИ, 1997. - 220 с.
114 20. С. 11). Казалось, были все основания для создания в союз ном парламенте экологической фракции, группы. Однако этого не произошло. Уже при формировании состава Верховного Со вета консервативное большинство в парламенте постаралось не пропустить туда наиболее радикально настроенных экологистов. Да и правительство не проявляло к экологическим проблемам должного интереса. Лишь на II сессии Верховного Совета СССР и только благодаря исключительной настойчивости нескольких депутатов - экологистов удалось принять постановление Верхов ного Совета “О неотложных мерах по оздоровлению окружаю щей среды". С конца 1991 года начался спад экологических выступле ний. рост пассивности людей. Распад СССР и формирование на его территории новых суверенных государств нанесли серьезный удар по экономике и экологическому движению в целом. Внима ние населения и всех политических сил было целиком поглоще но новой политической и экономической ситуацией. Социально- экономическое положение в бывших союзных республиках стано вилось все менее благоприятным для деятельности природо- охраннных организаций. Началось резкое падение жизненного уровня населения. Оно лишилось многих, ставших привычными социальных гарантий. В республиках Средней Азии и Закавказья возникли вооруженные конфликты, резко возросла безработица. До распада СССР и затем уже в России в 1991-1992 го дах российские “зеленые” сделали ставку на сотрудничество со структурами законодательной и исполнительной власти. Причем важно, что инициатива разработки тех или иных нормативных документов, как правило, принадлежала властным структурам. Часть экологистов, оставаясь членами движения, перешла на работу в аппарат Президента России, Верховного Совета РФ. стали депутатами местных советов, работниками вновь создан ного Министерства экологии, природоохранных департаментов местных администраций. Таким образом, многие лидеры эколо гических организаций сознательно приняли на себя роль экспер тов и помощников, обслуживающих властные структуры. Однако, как выяснилось, понимание политической роли движения у его лидеров, вошедших во властные структуры, и у рядовых членов было различным. Лидеры видели в движении инструмент реализации и контроля за выполнением государст венных решений. Рядовые же члены, обремененные грузом эко логических проблем на местах и растущим сопротивлением ме стной власти, требовали от своих единомышленников, находя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz