Андреев, О. А. Региональная экологическая политика : политические аспекты / О. А. Андреев ; Гос. ком. по охране окружающей среды Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ин-т, Мурм. гуманитар. ин-т, Баренц центр соц. исслед. - Мурманск : МГПИ, 1997. - 220 с.

114 20. С. 11). Казалось, были все основания для создания в союз­ ном парламенте экологической фракции, группы. Однако этого не произошло. Уже при формировании состава Верховного Со­ вета консервативное большинство в парламенте постаралось не пропустить туда наиболее радикально настроенных экологистов. Да и правительство не проявляло к экологическим проблемам должного интереса. Лишь на II сессии Верховного Совета СССР и только благодаря исключительной настойчивости нескольких депутатов - экологистов удалось принять постановление Верхов­ ного Совета “О неотложных мерах по оздоровлению окружаю­ щей среды". С конца 1991 года начался спад экологических выступле­ ний. рост пассивности людей. Распад СССР и формирование на его территории новых суверенных государств нанесли серьезный удар по экономике и экологическому движению в целом. Внима­ ние населения и всех политических сил было целиком поглоще­ но новой политической и экономической ситуацией. Социально- экономическое положение в бывших союзных республиках стано­ вилось все менее благоприятным для деятельности природо- охраннных организаций. Началось резкое падение жизненного уровня населения. Оно лишилось многих, ставших привычными социальных гарантий. В республиках Средней Азии и Закавказья возникли вооруженные конфликты, резко возросла безработица. До распада СССР и затем уже в России в 1991-1992 го­ дах российские “зеленые” сделали ставку на сотрудничество со структурами законодательной и исполнительной власти. Причем важно, что инициатива разработки тех или иных нормативных документов, как правило, принадлежала властным структурам. Часть экологистов, оставаясь членами движения, перешла на работу в аппарат Президента России, Верховного Совета РФ. стали депутатами местных советов, работниками вновь создан­ ного Министерства экологии, природоохранных департаментов местных администраций. Таким образом, многие лидеры эколо­ гических организаций сознательно приняли на себя роль экспер­ тов и помощников, обслуживающих властные структуры. Однако, как выяснилось, понимание политической роли движения у его лидеров, вошедших во властные структуры, и у рядовых членов было различным. Лидеры видели в движении инструмент реализации и контроля за выполнением государст­ венных решений. Рядовые же члены, обремененные грузом эко­ логических проблем на местах и растущим сопротивлением ме­ стной власти, требовали от своих единомышленников, находя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz