Андреев, О. А. Региональная экологическая политика : политические аспекты / О. А. Андреев ; Гос. ком. по охране окружающей среды Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ин-т, Мурм. гуманитар. ин-т, Баренц центр соц. исслед. - Мурманск : МГПИ, 1997. - 220 с.
российского общества охраны природы, различных общественных инспекций, охотничьих клубов и т. п. К началу 80-х годов сеть дружин охраны природы уже представляла собой некоторую общественную силу, а в уставе отмечалось, что "работа в дружине является формой общест- венног-политической практики”; сама дружина, будучи коллектив ным членом Всероссийского общества охраны природы, "Организует свою деятельность на основе принципов самоуправ ления и самообучения” (См.: 30 лет движения. Неформальное природоохранное молодежное движение в СССР. Факты и доку менты / Под ред. С. Мухачева. Казань: Социально-экологический союз, 1992. С. 14-16). Таким образом, дружинное движение, как и другие инициа тивы населения, не носило характера протеста. Напротив, его целью было содействие государственным органам и официаль ным общественным организациям в деле охраны природы. Но именно это соучастие дело членам дружин знание об истинных масштабах разрушения природы, явилось стимулом к накопле нию потенциала социального протеста. На наш взгляд, 1987-1991 годы были годами экологическо го подъема в СССР. По всей стране прошли массовые экологи ческие митинги; экологические движения и группы по уровню доверия населения далеко опережали другие новые социальные движения. В результате проект переброски вод сибирских рек на юг был отменен, ряд экологически вредных предприятий закры ли. Некоторые зарубежные и советские политологи называют этот период митинговым, полагая, что он носил в основном не конструктивный и даже хаотический характер (См. например: Фешбах М., Френдли А. мл. Экоцид в СССР. Здоровье и при рода на осадном положении. Пер. с англ. М.: Голос 1992. С. 13). С этим можно согласиться только отчасти. Действительно, что касается продуманности и организованности акций, то они не всегда были удачны. Легальную базу для новых неформаль ных объединений дало постановление Совета Министров от 1986 года “О любительсских объединениях”. Многие активисты- экологи не имели опыта публичных выступлений, организации массовых акций. Почти всему им приходилось учиться на ходу. Этим и объясняется недостаточная организованность и хаотич ность экологических выступлений. Что касается неконструктивно сти экодвижения, на наш взгляд, с этим утверждением нельзя согласиться. Потому что советское экологическое движение того
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz