Андреев, О. А. Региональная экологическая политика : политические аспекты / О. А. Андреев ; Гос. ком. по охране окружающей среды Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ин-т, Мурм. гуманитар. ин-т, Баренц центр соц. исслед. - Мурманск : МГПИ, 1997. - 220 с.

108 В результате в едином муниципальном органе, кото­ рый мы назвали комитетом, будут представлены все при­ родоохранные службы. Взяв за основу точку зрения О. Бра- ташова (См: Браташов О. Экологическая политика в регио­ нах // Зеленый мир. 1996. № 7. С. 12-13) и развивая её, автор предлагает следующую подчиненность. Комитет по охране природы и рациональному природопользованию должен быть подчинен и подотчетен местной администра­ ции, а оперативно и методически - вышестоящему феде­ ральному органу. Комитет по землепользованию нужно подчинить администрации города и района, а оперативно и методически - вышестоящему федеральному органу. Цен­ тры социально-эпидемиологического надзора лучше пере- подчинить оперативно комитету по охране природы, а ме­ тодически - также соответствующей федеральной службе. Такой же механизм следует применить к другим органам, в ведении которых находятся природоохранные вопросы. Еще один важный аспект этой проблемы. В совре­ менном мире успех любых управленческих действий зави­ сит от информационного обеспечения. Для муниципальных органов власти и его природоохранного комитета основным инструментом, помогающим осуществлять управление, мо­ жет стать геоинформационная система (ГИС) экологическо­ го мониторинга. Поэтому в составе комитета следует иметь подразделение, эксплуатирующее ГИС. Таким образом, исходя из предложений автора, госу­ дарственные природоохранные органы будут на деле про­ водить свою политику через местные органы власти и де­ легируют им часть своих полномочий. Следовательно, пол­ номочия местных органов власти и их ответственность за проведение политики рационального природопользования и охраны природы расширятся. Естественно, что предлагае­ мая структура региональной и местной природоохранной служб не является единственно правильной, но общие принципы перераспределения полномочий в повседневной работе в сторону местной власти прошли мировую практи­ ку и дают хорошие результаты. При анализе всего это в совокупности становятся очевидными следующие выводы. К сожалению, в России не создана стройная система государственного управления природопользованием и охраны природы снизу доверху. Практически отсутствует такая система на местном уровне.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz