Андреев, О. А. Региональная экологическая политика : политические аспекты / О. А. Андреев ; Гос. ком. по охране окружающей среды Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ин-т, Мурм. гуманитар. ин-т, Баренц центр соц. исслед. - Мурманск : МГПИ, 1997. - 220 с.

104 этой области, но не обладающие соответствующими пол­ номочиями и службами, что существенно вредит делу. Ад­ министративно-хозяйственная система и ведомственность успешно приспосабливаются к новым условиям. При такой системе трудно понять, кого на местах представляют природоохранные органы. Если государство, то общеизвестно, что его интересы не всегда совпадают с интересами жителей города, района. Если общество, то разве избранные местные органы власти не представляют его? Получается, что есть другие, назначаемые сверху, ко­ торые лучше знают, что надо обществу. Вот здесь, в этой непроработанности системы управления и компетенции в основном кроется сегодня природоохранная проблема В 90-е годы с выходом дополнительных законов ор­ ганы власти областей, округов, районов, городов для вы­ полнения своих функций стали образовывать свои комите­ ты, отделы, службы по вопросам охраны природы и при­ родопользования. Курирование этой деятельности, как пра­ вило, возлагают на заместителей глав администраций, ос­ новными обязанностями которых являются другие вопросы (строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т. п.). Иногда есть специальные заместители или председатель комитета, входящего в состав федерального природоохран­ ного ведомства, который является одновременно замести­ телем главы администрации. А если учесть, что специали­ стов в этой отрасли очень мало и заместители - это вче­ рашние хозяйственные руководители или муниципальные служащие, выросшие в условиях отсутствия экологически безопасного мировоззрения, то обязанности по охране при­ роды являются как бы дополнительной нагрузкой. Это ре­ альность, с которой надо считаться, но ее, думается, надо менять. В то же время в городах и районах существуют структурные подразделения большинства федеральных природоохранных служб, но единого эффективно работаю­ щего органа нет. Местные власти эти функции выполнять не могут из-за отсутствия у них полномочий по управле­ нию природоохранными органами и отработанного меха­ низма реализации полномочий местных органов власти. Без расширения прав и передачи реальной власти местным органам невозможно будет решить задачу фор­ мирования здоровой среды обитания. Участие населения в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz