Андреев, О. А. Региональная экологическая политика : политические аспекты / О. А. Андреев ; Гос. ком. по охране окружающей среды Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ин-т, Мурм. гуманитар. ин-т, Баренц центр соц. исслед. - Мурманск : МГПИ, 1997. - 220 с.
102 многие десятилетия в стране был создан гигантский госу дарственный механизм уничтожения природы. В основе этого разрушения лежал не вековой экологический опыт народа, а ведомственные интересы. Он строился на экс тенсивной ресурсоёмкой и многоотходной технологии про изводства, которое работает само на себя (См.: Петров В. B. Экологическое право России. М.: Изд-во БЕК, 1995. С. 557; Экологическая альтернатива. М.: Прогресс. 1990. С. 800). И тем не менее вновь созданный комитет был при зван комплексно управлять природоохранной деятельно стью; осуществлять госконтроль за использованием и ох раной земель, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира; утверждать экологические нормативы, пра вила и стандарты природопользования; осуществлять госу дарственную экологическую экспертизу; выдавать разреше ние на захоронение отходов, выбросов вредных веществ; осуществлять многие другие важные функции. Таким обра зом, “...комитет от имени государства и общества обязан заботиться об охране природы, рациональном использова нии естественных богатств, пресекать злоупотребления...”, был сделан “крупный шаг по изъятию у ведомств- производителей противопоказанных им функций по охране природы” (Экологическая альтернатива. М.: Прогресс, 1990. C. 800). Но практика показала, что с выходом постановления и созданием Госкомприроды СССР проблемы решены не были. Опять появилась вертикально подчиненная структура от городов и районов до Москвы. Таким образом, местные органы власти должны были взять на себя ответствен ность за охрану природы, но взаимодействовать с единой государственной эколого-ресурсной службой. То есть орга ны, с помощью которых можно было реализовать ответст венность, принять меры к нарушителям, остались в руках центра. По сути дела, побежденная созданием Госкомприроды административно-хозяйственная система сделала все, что бы не допустить предоставления больших полномочий ме стным органам власти, а тем более не стала ничего де лать, чтобы создать природоохранительную инфраструктуру местных органов власти. Созданием мощного на бумаге центрального ведомства можно легче заволокитить реаль ную работу на местах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz