Андреев, О. А. Деятельность природоохранных организаций Северо-Запада России в условиях обострения экологической ситуации / О. А. Андреев ; Мурм. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : [б. и.], 1993. - 67, [1] с.

V. СПЕЦИФИКА ДЕТСКИХ44 ЮНОШЕСКИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Во все времена в учебных заведениях СССР и России, особен­ но в средних общеобразовательных школах, ставилась задача экологического воспитания учащихся, формирования уважитель­ ного отношения к природе. Министерствами образования СССР и России были разработаны в различные годы программы эколо ­ гического воспитания подрастающего поколения. Во многих школах проводилась и проводится живая работа, делались свои попытки экологического воспитания. Знания по экологии даются на уроках биологии, химии, географии, истории. Во внеурочное время создавались отряды "зеленого патруля", школьные лесничества, проводились субботники по озеленению школьных территорий, уборке мест жительства и др. В сталинские времена была создана в СССР жестко упорядо­ ченная система внешкольных учреждений, которые призваны бы­ ли заниматься с детьми и подростками во внеурочное время. В городах были образованы станции юных натуралистов и тури­ стов, экологические отделы и круж ки дворцов и домов пионеров. Школьники занимались в различных кр уж ка х под руководством опытных педагогов, выращивали цветы, растения, ухаживали за животными, ходили на экскурсии, в походы по родному краю и так далее. В 1992— 1993 годах произошла структурная перестройка, а в некоторых случаях только смена названий. Так, система внешкольных учреждений стала называться системой дополни­ тельного образования. Дворцы и дома пионеров переименованы, как правило, в дворцы и дома творчества молодежи, станции юных натуралистов и туристов в центры экологии и детско-юно- шеского туризма. Необходимо отметить, что подобной системы внешкольного экологического образования нет в других странах мира, это совет­ ско-российский опыт. И на Северо-Западе России много хороших примеров полезной деятельности таких учреждений. Так, в Мур­ манской области успешно действует экологический центр област­ ного Дворца молодежи "Лапландия", экологический центр и центр детско-юношеского туризма областного центра творчества моло­ дежи. В городе работают экологические лаборатории, где школь­ ники учатся определять степень загрязненности почвы, загазован­ ности воздуха и так далее. С 1992 года в Мурманском пединституте ведутся лекционные курсы по экологии. Известно, что почти 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz